Интеграционное поле Евразии формирует не только экономика

Алексей Балиев

Евразийское пространство требует комплексного осмысления и на этой основе – разработки стратегических проектов двух- и многостороннего сотрудничества в различных секторах на том же пространстве. Тем более что и в мирохозяйственных связях, и в геополитике возрастает роль Евразии, и прежде всего региона ЕАЭС. Таковы основные рекомендации Первого съезда Ассамблеи народов Евразии, состоявшегося на днях в Москве.

На съезде единогласно учрежден Международный союз неправительственных организаций и экспертов «Ассамблея народов Евразии». В связи с чем в итоговой резолюции форума поддержана идея учреждения ежегодного Дня духовного согласия, дружбы и сотрудничества народов Евразии «для продвижения интеграционных процессов на евразийском континенте, расширения и углубления контактов между людьми разных стран».

О растущей актуальности задач по стимулированию экономического, научного, гуманитарно-культурного сотрудничества на евразийском пространстве свидетельствует, в частности, тот факт, что в работе съезда участвовали гости из более чем 60 государств – представители органов власти, общественных организаций, экспертных и бизнес-сообществ, дипломатический корпус.

По многим прогнозам (например, ЮНИДО, ЮНКТАД, Азиатского банка развития, региональных экономических комиссий ООН), именно евразийское пространство – как минимум в ближайшие 10-15 лет – будет генерировать общемировой экономический рост. А обусловлен последний, прежде всего, благоприятной динамикой интеграционных тенденций в Евразии. Например, средние темпы роста ВВП и промышленного экспорта в евразийских государствах, по упомянутым прогнозам, составят соответственно не меньше 4-5% и 5-6%. А скажем, совокупная доля золотовалютных резервов Евразийского региона в общемировой табели о рангах по этому показателю наверняка превысит 60%. Кстати, она и сегодня превалирует в мире, достигая почти половины.

Один из многочисленных гостей форума эксперт по вопросам инвестиционной политики Дорджи Далготсурен (Монголия) пояснил автору, что «совместные интеграционные проекты России, Китая и Монголии – к примеру, в сфере развития приграничной авто- и железнодорожной сети; инвестпроекты, с участием зарубежного бизнеса, в зоне трехстороннего приграничного сотрудничества (она включает сопредельные районы РФ, Монголии и КНР. – Ред.); стратегическая инициатива «Один пояс – один путь» – это составные, взаимодополняющие друг друга звенья евразийского интеграционного тренда, в который, как отмечалось на съезде, включается всё большее число стран. Поэтому требуется выработать единый механизм подготовки и реализации интеграционных проектов, форсировать таможенно-тарифную унификацию, выработать общерегиональную нормативно-правовую базу по внешнеторговым и транзитным перевозкам».

Схожее мнение высказал Леонардо Андреас, представитель группы аргентинских инвесткомпаний: «Внешнеторговый и инвестиционный бизнес в Латинской Америке все активнее ориентируется на контракты и проекты в Евразийском регионе. Именно здесь – это подтвердил съезд – ставятся и реализуются масштабные задачи по развитию международной торговли, по индустриализации экономики, системному обновлению производственной инфраструктуры. Вдобавок интеграционные процессы в Евразии и Латинской Америке имеют много общего и в определении интеграционных приоритетов, и в механизмах их реализации. Поэтому обоим регионам выгодны не только рост взаимного торгово-инвестиционного обмена, но и более активное изучение интеграционного опыта друг друга».

В то же самое время конкурирующие силы извне пытаются вбить клин между экс-советским и постсоветским поколениями на евразийском пространстве. Делая при этом акцент на стремлении первого восстановить в какой-либо форме Советский Союз и, дескать, обеспечить «диктат» России в отношении других, в прошлом союзных республик. В частности, небезызвестный Зб.Бжезинский не единожды сетовал на некие «гегемонистские» устремления Москвы, олицетворяемые Евразийским экономическим союзом. Напомним и о резко негативной реакции США и ЕС на формирование экономического блока – предшественника ЕАЭС – Таможенного союза, а также в связи с первоначальными планами стран - участниц этих евразийских объединений коллективно вступать в ВТО. То есть постсоветское поколение провоцируют на шовинистическую идеологию с русофобским акцентом.

В русле той же политики, как отметил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, лежат все более активные попытки придать исламу русофобскую и в целом ксенофобскую окраску. Извращая тем самым подлинный характер этой религии. Данный тренд тем более опасен, что ислам исповедует едва ли не половина всего населения Евразии. Поэтому «нужно помочь мусульманам защитить истинный ислам, выступающий вместе с другими религиями важным источником духовного мира человека и одновременно фактором стабильности евразийского пространства».

При этом, в отличие от современной Европы, по мнению Р.Абдулатипова, «социально-экономические и научно-технические процессы в России и в целом в Евразии более гармонично адаптированы к традиционной культуре. Ибо в Евразии еще на достаточно чувствительном уровне находятся духовные идеалы и их культурно-нравственная практика. Которые еще не подавлены современными технократизмом, индивидуализмом и прагматизмом». Отсюда и проистекает «возможность евразийского духовного лидерства в духовном обновлении мира». Если точнее, ядром такого обновления «могут выступать Россия, Индия, Китай, Казахстан, Иран, Турция, которые по своему духовному потенциалу и культурному наследию способны взять на себя миссию духовного спасения современной цивилизации».

Схожие вопросы были отражены в выступлении на форуме Григория Рапоты, госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии. «Среди целей Ассамблеи народов Евразии и проводимого съезда декларировано содействие интеграционным процессам, – отметил он. – Но эти процессы не могут успешно развиваться без гуманитарной составляющей, народной дипломатии». При этом «вырастает новое поколение, которое никак не «отягощено» историческими воспоминаниями об утраченном Советском Союзе. Это более прагматичное поколение, стремящееся к успеху в сферах экономики, науки, культуры». Потому, считает Г.Рапота, нужно активнее разъяснять, прежде всего, этому поколению принципы современной евразийской интеграции, предусматривающей этногосударственное и конфессиональное равноправие.

В более широком контексте эту тему продолжил Владимир Якунин, основатель Международного общественного форума «Диалог цивилизаций». Он отметил, в частности, что сохранение неравноправной, сориентированной на ФРС мирохозяйственной системы сдерживает евразийские интеграционные процессы. Ибо «Восточная Азия становится главным экономическим центром в мире, но основные финансовые ресурсы сохраняются у США. Возникает, следовательно, противоречие, являющееся не только геополитическим противостоянием, но и противоречием между реальным сектором экономики и финансовым сектором». Следовательно, по мнению В.Якунина, «де-факто обозначился провал построения модели однополярного мироустройства». В этой связи реализация межцивилизационного диалога в Евразии принципиально необходима».

Интересное и, пожалуй, практически востребованное продолжение этой темы прозвучало в выступлении Ферузы Джаббаровой, генерального директора и главного редактора журнала «Дороги и транспорт», на одной из секций форума. Как пояснила автору Ф.Джаббарова, «торговля всегда была связующим звеном между народами, расположенными за тысячи километров друг от друга. И уж затем, после установления торговых отношений, между народами начинали развиваться связи в политической, культурной, других сферах. Так что бизнес всегда имел решающее значение в единении народов и пространств». По мнению эксперта, «и сегодня торговые отношения становятся локомотивом роста экономики. Что ярко подтверждается на примере Китая, Южной Кореи, ряда других стран».

Между тем «до сих пор возникают проблемы, тормозящие взаимовыгодные экономические отношения». Так, если Казахстан и Киргизия входят в ЕАЭС, то другие страны региона пока за пределами этого объединения, включая страны с высокой динамикой экономического роста – Туркменистан и Узбекистан. Этот фактор затрудняет формирование общего экономического пространства в регионе.

Но данное обстоятельство – одна сторона медали. Другая же состоит в том, что в России активно используются «относительно недорогие трудовые ресурсы почти всех центральноазиатских стран». Причем это является долговременным трендом. Однако эффективность использования этих ресурсов можно существенно повысить, если совместно с РФ «страны региона начнут целенаправленную, плановую подготовку специалистов наиболее востребованных в России профессий с одновременным обучением русскому языку».

Особо отмечает Ф.Джаббарова тот факт, что «в странах Центральной Азии старшее поколение до сих пор относится к России как к братской стране, при этом многие свободно говорят на русском языке. Такое отношение мы должны сохранить и в будущем, передать это наследие молодежи. А для этого нужно развивать и культурные, и экономические взаимоотношения».

В этой связи стратегическую роль приобретают российско-центральноазиатские дорожно-транспортные проекты. Важнейший среди них – автотранспортный коридор «Западный Китай – Западная Европа», охватывающий почти все страны Центральной Азии. Но большинство объектов дорожной инфраструктуры на маршрутах между РФ и Центральной Азией были созданы в 1950 - начале 1980-х, и в этих транспортных субсистемах существует немало разрывов. Особенно в поволжско-западноказахстанском регионе, что ведет здесь к «закупорке» ряда участков транспортной сети» По оценке Ф.Джаббаровой, «здесь необходима комплексная программа, в которой бы приняли участие все страны региона. При этом нужно обратить внимание, что транзитные маршруты в дальнейшем могут быть продолжены в направлении Афганистана, Пакистана с выходами на Индию и ее порты».

Иными словами, съезд Ассамблеи народов Евразии исчерпывающе подтвердил тесную взаимодополняемость исторических, географических и этноконфессиональных факторов, точнее – стимулов к созиданию интеграционного евразийского пространства.

_____________________________

Фото https://eurasia-congress.org/

Ритм Евразии. 05.06.2017

Читайте также: