Значительная часть россиян уже не выйдет из кризиса

Анастасия Башкатова

Падение уровня жизни у миллионов россиян скорее всего будет продолжаться не одно десятилетие. Впрочем, официальная статистика может этого и не отразить. О подобной опасности свидетельствует опыт даже таких благополучных стран, как Германия или США. Реальные доходы половины работающих немцев так и не превысили уровень 1995 года. А разрыв между самыми богатыми и самыми бедными в США за пять лет увеличился в 6,5 раза. Зарплатная дистрофия поражает все больше жителей самых разных стран.

Материальное состояние определенной части населения Германии ухудшилось за последние 10–15 лет: раньше немецкий рабочий мог купить на свою зарплату больше, чем сейчас. О такой тенденции сообщают немецкие политики и экономисты. В частности, как передает Deutsche Welle (DW), у той половины работающих Германии, которые получают ниже медианной зарплаты, уровень реальных доходов до сих пор ниже, чем был в 1995 году.

По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, средняя зарплата в Германии до вычета налогов и социальных отчислений в 2016 году составила около 3,7 тыс. евро в месяц. В номинальном выражении она выросла за год на 2,5%, в реальном – на 1,8%. Как ранее сообщали DW и газета Bild, «каждый второй из 31 млн зарегистрированных в Германии наемных работников зарабатывает свыше 2,5 тыс. евро в месяц». Значит, оставшаяся половина получает меньше этого уровня, тем самым 2,5 тыс. евро в месяц как раз и можно считать медианным значением. Уточним: средняя зарплата высчитывается как среднеарифметическое значение, а медианная зарплата – это тот уровень, выше и ниже которого получает ровно по 50% работающих.

И именно те категории работников, заработки которых не дотягивают до медианного значения, как выясняется, за прошедшие несколько десятилетий стали еще беднее, несмотря на зафиксированный среднестатистический рост зарплаты. Аналитики DW замечают, что «особенно велика доля низкооплачиваемых на востоке Германии»: «Одна из основных причин – на территории бывшей ГДР слишком мало крупных и даже средних промышленных предприятий, обеспечивающих квалифицированным рабочим высокие заработки».

Данные Евростата свидетельствуют о растущем материальном расслоении в Евросоюзе (ЕС). На грани бедности и социального отчуждения в 2015 году находились около 24% жителей ЕС, в отдельно взятой Германии – около 20% жителей. Ведомство учитывает разные критерии бедности: связанные с низким уровнем доходов, с дефицитом материальных благ, с недостаточной интенсивностью труда. При этом именно низкие доходы создают наибольшую угрозу благополучию граждан.

Так, на грани бедности, вызванной низкими доходами, в 2015 году находились 17,3% жителей Евросоюза против 16,5% в 2008 году, а в отдельно взятой Германии в зону риска в 2015-м попали 16,7% жителей страны против 15,2% в 2008-м.

Так что расслоение по доходам – проблема не только развивающихся стран, но и крупнейших экономик мира. Еще один пример – США. Ранее агентство Bloomberg, ссылаясь на данные Бюро переписи населения США, сообщило, что разрыв между ежегодным доходом 20% самых богатых американцев и 20% наименее обеспеченных вырос примерно в 6,5 раза за пять лет: с 29,2 тыс. долл. в 2010 году до 189,6 тыс. долл. в 2015-м. Как считают аналитики агентства, основная причина – компьютеризация и роботизация: низкоквалифицированные рабочие в ходе модернизации производств лишаются работы и основного источника доходов, а специализированный персонал повышает свою продуктивность и начинает зарабатывать больше. В итоге бедные становятся беднее, а богатые – богаче.

Еще одна причина снижения доходов у немалой части американских работников – глобализация, перенос производств в другие страны. Кстати, о растущем разочаровании в глобализации сообщила во вторник и Организация экономического сотрудничества и развития: «Глобализация не помогла создать равные условия в области торговли, инвестиций и корпоративного поведения, став одним из факторов, способствующих формированию негативного отношения к открытости во многих странах и снижению доверия к институтам власти».

Казалось бы, в каждой стране эксперты находят специфические, свойственные только для их экономики причины падения реальных доходов некоторых групп граждан. Но одновременно с этим заметно, что такая, условно говоря, болезнь, как зарплатная дистрофия, которая проявляется в снижении покупательной способности заработков и ухудшении уровня жизни, за последние десятилетия поразила множество жителей разных стран.

Причем не только бедные становятся беднее, богатые богаче, но и размывается средний класс, о чем с тревогой рассказала в Давосе директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард. По ее словам, в некоторых развитых странах на фоне недостаточных темпов экономического подъема, слабого роста доходов и туманных перспектив занятости средний класс сократился. Он проявляет все больше недовольства, в том числе политикой местных властей, и это, как предупредила Лагард, ведет к нарастанию популистских настроений в обществе.

Зарплатная дистрофия – болезнь, характерная и для российской экономики. И как показал опыт других стран, эта болезнь может развиваться не просто годами, а десятилетиями. В нулевые доходы населения РФ росли даже у малообеспеченных граждан: повышались пенсии, зарплаты бюджетников и низкоквалифицированных работников. Вплоть до 2008-го прирост доходов часто достигал и даже превышал 10% в год. После 2008-го динамика была скромнее, но доходы все равно росли. И видимо, это помогало хоть немного компенсировать растущее социальное расслоение в обществе. Так, если в 2000 году разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан составлял в России 13,9 раза, то в 2015-м уже 15,6 раза, сообщает Росстат.

Но с 2013 года реальные доходы граждан начали сокращаться, и эта тенденция до сих пор не прекратилась. Кроме того, о растущем расслоении можно судить по декларациям чиновников, в которых доходы семей во время кризиса значительно выросли. Правда, стоит сделать оговорку: немалая часть населения РФ трудится в теневой зоне и получает зарплату в конвертах. Возможно, это помогает гражданам смягчить последствия кризиса, но это не снижает для них риска, что работодатель может урезать в том числе серую, нигде не зафиксированную зарплату или бонусы.

Опрошенные «НГ» эксперты ожидают, что перед президентскими выборами власти проявят финансовую заботу о своем электорате. Однако даже если среднестатисческие показатели и улучшатся, все равно останется определенная часть населения, доходы которой не вернутся к прежнему, докризисному уровню.

«Снижение реальных доходов населения носит долгосрочный характер, вряд ли эта проблема исчерпает себя в перспективе ближайших 1,5–2 лет», – полагает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. «Не исключено, что к 2025 году число людей, живущих за чертой бедности, может достигнуть 30 млн человек», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По предварительным данным Росстата, в 2016 году за чертой бедности находились 19,8 млн человек. «Падение реальных доходов населения, на мой взгляд, будет продолжаться не менее двух-трех лет, – считает доцент кафедры статистики Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Сергей Голодов. – Как правило, в год выборов наблюдается некоторое проявление заботы об избирателях. Индексируют пенсию, поднимают зарплату бюджетникам. Но фундаментальных изменений, связанных с какими-либо серьезными и долгосрочными решениями в этом направлении, ожидать не стоит».

Независимая газета. 30.05.2017

Читайте также: