Россия добивается продления соглашения с ОПЕК
Анатолий Комраков
Участники нефтяного картеля ОПЕК заявили, что Россия и Казахстан якобы не выполняют обязательств по снижению добычи в интересах стабилизации цен на мировом рынке. Руководство Минэнерго РФ клянется, что все обещания по сокращению нефтедобычи выполнены полностью уже в апреле. А представители Казахстана добиваются права нарастить производство нефти из-за разработки новых месторождений. Такие разногласия среди стран, не входящих в ОПЕК, создают риски срыва нового соглашения о снижении добычи в конце мая в Вене. Тем не менее большинство стран – экспортеров нефти на словах поддерживают заключение нового пакта об ограничении добычи.
Газета Wall Street Journal со ссылкой на неназванных представителей ОПЕК сообщила, что Россия не выполняет своих обещаний по сокращению добычи нефти. «Россия не сократила добычу на 300 тыс. барр. в день, как обещала, в течение шести месяцев», – сказал представитель ОПЕК. Он также заявил, что при продлении соглашения об ограничении добычи Саудовская Аравия и другие члены картеля окажут давление на Россию, чтобы она полностью выполнила свои обязательства.
30 ноября 2016 года ОПЕК (12 стран) договорилась о сокращении своей добычи на 1,2 млн барр. в день с октябрьского уровня – до 32,5 млн барр. Не входящие в ОПЕК 11 стран 10 декабря согласовали сокращение своей добычи суммарно на 558 тыс. барр. в сутки, из которых 300 тыс. приходится на Россию. Соглашение было заключено на первое полугодие 2017 года.
Вчера глава Минэнерго Александр Новак опроверг сообщения американской газеты. По его словам, Россия в полном соответствии с обязательствами по Венскому соглашению сократила к маю добычу нефти на 300 тыс. барр. в сутки. «Мы вышли в конце апреля на 300 тыс. В среднем у нас по апрелю получилось минус 260, потому что в начале апреля было 200, потом 300», – сказал Новак.
Черная американская кошка напрасно пытается пробежать между участниками соглашения, тем более что именно Россия вместе с Саудовской Аравией выступили инициаторами продления соглашения: еще в понедельник Александр Новак и министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сделали совместное заявление о том, что две страны на встрече в Вене 24–25 мая предложат продлить соглашение о сокращении добычи нефти на девять месяцев – до 1 апреля 2018 года. Вопрос о пролонгации будет обсуждаться сначала на министерской встрече мониторингового комитета 24 мая, а затем на встрече ОПЕК и стран, не входящих в картель, 25 мая.
Большинство стран ОПЕК поддерживают идею России и Саудовской Аравии продлить глобальный пакт о сокращении добычи еще на девять месяцев, заверил вчера Александра Новака министр энергетики Алжира Нурредин Бутарфа на встрече в Москве.
Хорошими считает перспективы продления соглашения об ограничении добычи нефти президент России Владимир Путин. «Известный оптимизм вселяет в меня то, что главный наш партнер по этому вопросу, Саудовская Аравия, целиком и полностью выдерживает все договоренности, которые состоялись до этого», – пояснил президент.
В пресс-службе Минэнерго «НГ» рассказали, что сейчас министерство финализирует оценку ситуации на нефтяном рынке и эффективность действующей инициативы по добровольному ограничению добычи на рынке. «Существующий анализ показывает, что сокращение переизбытка коммерческих запасов на рынке идет достаточно хорошими темпами, запасы в плавучих хранилищах, в танкерах снизились уже примерно наполовину.
Это происходит на фоне высокой дисциплины по сокращению добычи странами – участницами соглашения, а также хороших темпов роста спроса, который более чем компенсирует прирост добычи в странах, не участвующих в добровольных действиях по стабилизации рынка», – заявила пресс-служба Минэнерго.
По данным министерства, среднее снижение добычи в России в апреле составило 258,6 тыс. барр. в сутки. «Сейчас средний уровень снижения слегка превышает 300 тыс. барр.».
В министерстве нам также сообщили, что в настоящее время с рядом стран ведутся переговоры по присоединению к инициативе.
Перспектива присоединения к соглашению новых стран пока туманна, а вот заявления некоторых стран могут поколебать монолитность рядов 23 участников.
Казахстан заявил, что не планирует автоматически присоединяться к продлению соглашения ОПЕК+. «Мы будем вести переговоры со странами ОПЕК и не-ОПЕК о том, какую роль сыграет Казахстан, присоединившись к этому соглашению. Автоматически на тех же условиях скорее всего не получится, но мы будем обсуждать, в какой мере мы присоединимся», – сказал министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев.
«Соглашение очень зыбкое, – подтвердил «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – Казахстан небольшой игрок, но его позиция может повлиять на политические расклады. Вряд ли Казахстан получит официальное послабление в рамках соглашения, скорее он просто перестанет выполнять его. А вот Россия – ключевой игрок, если она нарушит свои обязательства, то соглашение не будет продлено. Однако этого не произойдет, так как в соглашении чрезвычайно заинтересовано наше правительство».
«Казахстану было бы интересно расширить свои возможности производства, но руководство страны должно прекрасно понимать, что выход из соглашения может привести к его окончанию, – сказал «НГ» руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетики Высшей школы экономики Вячеслав Кулагин. – Попытки отдельных стран улучшить собственные позиции в соглашении в рамках новых переговоров вполне возможны, но вероятность согласования всеми таких изменений низкая».
Соглашение с ОПЕК выгодно правительству РФ, поскольку дополнительные доходы от роста нефтяных котировок значительно превышают потери бюджета от сокращения добычи, но для нефтяных компаний ситуация обратная – их финансовые показатели в результате сделки ухудшаются, – говорится в исследовании VYGON Consulting. – Выигрыш бюджета от соглашения в 2017–2018 годах суммарно составит 0,75–1,5 трлн руб., в то время как компании потеряют от 40 до 220 млрд руб. в зависимости от срока продления соглашения.
«Компаниям приходится подчиняться, так как административный ресурс у нас гораздо сильнее рынка, – говорит Танкаев. – Основные потери несут такие компании, как «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», а малые и средние предприятия уклоняются от снижения добычи».
Кстати, «Роснефть» уже заглядывает в будущее, компания планирует обратиться к Минэнерго с просьбой согласовать механизм постепенного выхода из соглашения, заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он сообщил, что по этому поводу будет обращение к министру с просьбой согласовать подобный механизм работы в рамках соглашения. Целью подобного механизма Сечин назвал плавный переход после окончания срока действия соглашения, чтобы не допустить сильной волатильности цены на нефть.
Кстати, в майские праздники нефть марки Brent «ушла» ниже 50 долл. за баррель – к минимумам ноября 2016 года. Причиной ценового обвала аналитики называют данные о запасах и добыче в США, которые снизились меньше ожидаемого, а добыча при этом продолжила расти. Минэнерго США сообщило, что объем добычи сырой нефти в стране рос 11 недель подряд до 9,29 млн барр. в день, а это максимальное значение с августа 2015 года.
«Сейчас все нефтепроизводители, не присоединившиеся к соглашению, получают выгоду за чужой счет, то есть цены поддерживаются на приемлемом уровне и без их участия, а они при этом не теряют свою долю рынка, – сказал «НГ» аналитик Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Дмитрий Грушевенко. – Дополнительные риски для цен создаются тем, что продолжается опережающий рост производства нефтяного сырья не только в США, но и в Ливии, Нигерии. И тем не менее мы наблюдаем, пожалуй, прецедент в истории мировой нефтяной индустрии, когда все участники соглашения об ограничении добычи четко выполняют свои обязательства, что говорит о чрезвычайной серьезности, с которой ключевые игроки нефтяного рынка относятся к текущей неблагоприятной ценовой ситуации, – сказал Грушевенко. – Спрос на нефть в мире растет, поэтому если удастся сдерживать добычу в рамках соглашения на достигнутом уровне, то это позволит поддерживать цены. Если в ближайшей перспективе что-то и способно удержать цены на подобных отметках, то это продление сроков действия соглашения, а лучше расширение числа его участников и повышение обязательств по сокращению добычи».
Независимая газета. 19.05.2017