Проблемы белорусского агроэкспорта в РФ: дыма без огня не бывает
Алексей Чичкин
Белоруссия фактически признала небезосновательность претензий Россельхознадзора и к качеству продукции ряда белорусских агропредприятий, и к тому, что под маркировкой РБ с белорусской территории в РФ ввозится продовольствие из третьих стран. Об этом свидетельствует заявление замглавы Минсельхозпрода Белоруссии Александра Субботина.
У Россельхознадзора, напомним, сохраняются упомянутые претензии к продукции, производимой/экспортируемой примерно 20 предприятиями белорусского АПК. Поставки с этих предприятий с 2016-2017 гг. были либо ограничены, либо временно приостановлены. С 5 по 13 апреля с.г. включительно на этих белорусских предприятиях работали пять групп инспекторов российского ведомства. Проведены инспекции 17 предприятий, в том числе пяти молочных, восьми мясных, двух рыбных, а также двух птицефабрик и трех молочно-товарных ферм. По имеющейся информации, после этих инспекций был разрешен ввоз в РФ только с двух предприятий из упомянутого перечня, но окончательный его состав планируется уточнить ко второй половине мая с.г.
Согласно заявлению А.Субботина, «белорусский Минсельхозпрод подготовил ответы на все замечания Россельхознадзора по итогам апрельской проверки белорусских предприятий АПК». Представители этого министерства планируют в ближайшее время провести переговоры в Москве по разрешению спорных вопросов. К слову, в контексте же этих факторов более чем очевидно, что пресловутое «уголовное дело» в отношении главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, инициированное в РБ по прямой инициативе Александра Лукашенко, вряд ли имеет объективную основу.
Немаловажно и то, что глава Россельхознадзора предлагает «вывести» белорусское направление деятельности его ведомства на уровень Минсельхоза РФ, поскольку речь идет о реализации межгосударственных балансов взаимопоставок продовольствия. А ответственные за эти вопросы – профильные министерства обеих стран. В противном случае, по словам С.Данкверта, возглавляемое им ведомство и впредь будут обвинять в Минске в некоей предвзятости. А самого Данкверта – чуть ли не «в сознательном вредительстве в сфере белорусско-российских взаимоотношений».
Повторимся: А.Субботин косвенно признает справедливость претензий Россельхознадзора, давая конкретное пояснение: «Ряд белорусских предприятий, преимущественно частных, был закрыт самой ветинспекцией Белоруссии, после того как были обнаружены некоторые недостатки. Но для нас самое главное – сохранить для экспорта крупных добросовестных поставщиков, с мировым бредом». В числе таковых – Волковысский «Беллакт», Рогачевский молочно-консервный комбинат, Калинковичский молочный и Березовский сыродельный комбинаты, «в отношение которых действуют (в РФ. – Ред.) ограничения с августа прошлого года». Белорусская сторона, подчеркнул А.Субботин, «рассчитывает, что Россельхознадзор, который недавно разрешил ввоз продукции с двух белорусских предприятий в Россию, примет положительное решение и по остальным, проверенным в апреле». Еще бы не рассчитывать, ведь уже который год минимум 60% объема экспорта продукции белорусского АПК приходится именно на российский рынок.
Но, похоже, проблемы с этими и другими предприятиями отнюдь не просты в плане качества продукции и обозначения страны происхождения/национальной принадлежности поставляемых в РФ товаров. Поскольку, как следует из слов С.Данкверта, говорить о каких-то конкретных сроках «реабилитации» белорусских перерабатывающих предприятий пока рано.
Агрокомбинат «Снов» – одно из предприятий, не получивших пока разрешения на поставку своей продукции в Россию
По российским экспертным оценкам, от 15 до 25% объема белорусской мясомолочной продукции, ввозимой в Россию, составляют подсанкционные продукты, в отношении которых осуществляется незаконный реэкспорт, а также продукты, не отвечающие российским и международным стандартам потребительской безопасности. И объемы таких поставок отнюдь не сокращаются.
Свежее подтверждение этому – информация от 3 мая с.г. управления Россельхознадзора по сопредельным с Белоруссией Брянской и Смоленской областям: российское ведомство «из-за большого наплыва некондиционных партий говядины, поступающих с территории Белоруссии, начало применять метод денатурации незаконно ввозимого мяса раствором бриллиантовой зелени (зеленки). Подобный метод обработки мяса законен, предусмотрен российскими ветеринарно-санитарными правилами, но ранее применялся редко».
Отметим в этой связи, что протяженность российско-белорусской границы превышает 1200 км, и основная ее часть приходится на Брянскую и Смоленскую области. Перевозки по этим областям из Белоруссии «осуществляются по трассам М1 Москва–Минск в Смоленской и автодороге А-240 Брянск–Гомель в Брянской, где имеются пункты проверки. Но «перевозчики-нелегалы пользуются и объездными проселочными дорогами, межрайонными трассами». Причем только в I квартале с.г., например, «в Брянской области более 260 тонн говядины было запрещено к ввозу из-за различных нарушений». Окрашивание такой продукции зеленкой не позволит сбыть данный товар «из-за потери товарного вида, а ввезти повторно или переработать – из-за стойкости красителя». Характерно и то, что, по сообщениям того же управления, «в Брянской и Смоленской областях еженедельно утилизируется до 3,5 тонны говядины, ввозимой с нарушениями».
Контрафактный реэкспорт с белорусской территории едва ли не усиливается – заметим, на фоне переговоров по отмене ограничений поставок с белорусских сельхозпредприятий в РФ. По данным управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, в последние недели число случаев ввоза контрафактной говядины возросло в несколько раз. Помимо партий мяса, ввозимых с санитарными нарушениями, регулярно отмечается ввоз говяжьих туш со срезанными ветеринарными клеймами. Ранее такое мясо изымалось и отправлялось на утилизацию на специализированное предприятие, что влекло значительные расходы. Теперь окрашенное в зеленый цвет мясо остается у перевозчиков: им запрещают ввоз контрафакта и выписывают штрафы.
Отмечено также, что белорусские предприятия и/или частные лица пытаются переправлять в Россию украинскую и европейскую говядину, импорт которой в РФ запрещен. По данным Россельхознадзора, Белоруссия реэкспортировала в Россию в 2016-м минимум 15 тыс. тонн украинской говядины.
Словом, обвинять российскую сторону в «ангажированной предвзятости» в отношении белорусского мясомолочного импорта по крайней мере необъективно. Что подтверждается, повторим, самим фактом двухсторонних переговоров по «проблемным» белорусским предприятиям-производителям.
В то же самое время неурегулированность многих вопросов внутри- и внешнеэкономической политики как в ЕАЭС, так и в Союзном государстве, не может не воспроизводить вышеупомянутые проблемы. Нелишне напомнить в этой связи, что Белоруссия, как и другие страны ЕАЭС, поныне не присоединилась к введенному в августе 2014-го российскому эмбарго на импорт продовольственной продукции из США, Канады, ЕС, Норвегии, Австралии, ряда других стран.
Бесспорно, каждая страна Евразийского союза имеет право строить свои внешнеэкономические связи так, как считает нужным. Но зачем же при этом использовать ситуацию для осуществления незаконных реэкспортных операций с прицелом на российский рынок? Понятно, что реэкспортный бизнес весьма доходен, и он как минимум не сокращается. Но, получая такие доходы, хотя бы не повторяйте, что Россия хочет взять ту же Белоруссию «за горло». Свой суверенитет оплачивайте содержимым собственного кармана.
__________________________
Фото https://www.sb.by/articles/predsedatel-agrokombinata-snov-nikolay-radoman-gotovy-otvetit-na-lyubye-voprosy.html
Ритм Евразии. 13.05.2017