Президент Порошенко порвал сети
Янина Соколовская, Киев; Максим Юсин, Ксения Дементьева, Наталья Скорлыгина, Анатолий Костырев
Украинские власти предприняли во вторник радикальный шаг по отходу от России. Президент Петр Порошенко подписал указ, который вводит дополнительные санкции в отношении российских физических и юридических лиц. Большая часть санкций подтверждает уже введенные ранее, но безусловной новостью является запрет украинским провайдерам предоставлять доступ к российским соцсетям, доменам и телеканалам. Верховная рада приняла также закон о запрете использования георгиевской ленточки и готовится рассмотреть законопроект, который лишит части приходов Украинскую православную церковь Московского патриархата.
В отношении широкого круга лиц
Указ Петра Порошенко вводит в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) от 28 апреля 2017 года о санкциях в отношении ряда физических и юридических лиц и ограничении доступа к российским интернет-ресурсам и сервисам. В санкционном списке 468 юридических и 1228 физических лиц. Среди последних граждане не только России, но и Израиля, Сербии, Испании, Молдавии, США, Польши, Греции. Как пояснили “Ъ” в окружении Петра Порошенко, все они были замечены либо в «антиукраинских высказываниях», либо в «несанкционированном украинскими властями посещении Крыма», либо в «разжигании розни» на Украине.
Впрочем, подписанный Петром Порошенко документ коснется гораздо более широкого круга его же соотечественников: в указе отдельно оговорен «запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети интернет к ресурсам сервисов Mail.ru (www.mail.ru) и социально ориентированных ресурсов “ВКонтакте” (www.vk.com) и “Одноклассники” (www.ok.ru). «Мы сегодня должны противостоять российской пропаганде. Санкции были введены за неуважение к международному праву и за нарушение границ страны»,— заявил украинский премьер Владимир Гройсман.
Отвечая на вопрос, почему указ Петра Порошенко был подписан только почти через три недели после решения СНБО, собеседник “Ъ” из администрации президента Украины объяснил: поводом для ужесточения позиции стало празднование 9 Мая, «которое в некоторых городах Украины привело к стычкам и угрожало стабильности в стране».
Среди политических сил в Верховной раде против новых санкций однозначно выступили только представители Оппозиционного блока (ОБ). Как заявил один из них, Евгений Мураев, «вводя ограничения на использование доменов и соцсетей, руководство Украины нарушает права граждан». Ведущий украинский юрист в области СМИ Татьяна Котюжинская также говорит о нарушении прав граждан на получение информации. По ее мнению, «люди имеют права смотреть все что угодно и делать свои выводы».
Банки и компании тоже в списках
В отношении компаний российского финансового сектора санкции вряд ли можно назвать критическими. Под них подпали в целом 29 банков, в большинстве своем те, кто работал в Крыму после его присоединения к РФ. Крупнейшие — РНКБ, «Россия», Генбанк. Причем у 14 банков из списка уже отозваны лицензии. Также в список попали без указания основания Газпромбанк, Россельхозбанк (РСХБ) и СМП-банк. Госбанков имеющих «дочки» на Украине в данном списке нет. Для них они установлены отдельным указом 23 марта и фактически блокировали любые финансовые операции с материнскими структурами.
Для всех в списке санкции одинаковы: блокировка активов (временное ограничение права пользоваться и распоряжаться имуществом), приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств (запрет на предоставление кредитов, займов, финансовую помощь, гарантии; запрет осуществлять кредитование через покупку ценных бумаг; запрет приобретения ценных бумаг). Отдельные санкции предусмотрены для Банка Москвы (БМ банк) для «предотвращения вывода капиталов за пределы Украины». Причины появления банка в списке неясны. Он, по сути, является банком плохих активов, оставшихся от бывшего менеджмента Банка Москвы в рамках санации.
Также в списке платежные системы: «Блиц», «Колибри» (принадлежат Сбербанку), РНКО «Платежный центр» («Золотая корона»), «Юнистрим», «Лидер», «Анелинк», Blizko (принадлежит Связь-банку). Новые санкции против них дополняют те, что введены прошлой осенью (запретили российским системам работу на Украине). Теперь также наложен запрет согласования условий и порядка деятельности на Украине для попавших в список и отменена регистрация договоров резидентов Украины об участии в данных системах. По мнению участников рынка, серьезно ситуацию эти дополнения не изменят.
В новом санкционном списке остались компании, которые были в нем и раньше. Но появились и новые названия, например, один из крупнейших железнодорожных операторов РФ Федеральная грузовая компания (ФГК, входит в ОАО РЖД). Там от комментариев отказались. В список также попало множество крымских предприятий — железные дороги, порты, аэропорт Симферополя, виноделы, дома отдыха.
Среди новичков и один из крупнейших агрохолдингов в стране — Агрокомплекс им. Н.И.Ткачева, который принадлежит семье главы Минсельхоза Александра Ткачева. Запрет введен на три года и касается выполнения торговых операций на территории Украины, транзита продукции, а также исполнения экономических и финансовых обязательств. Гендиректор агрокомплекса Евгений Хворостина заявил, что не видит во включении компании в список «ничего страшного». Сам Александр Ткачев находится под украинскими санкциями с 2015 года.
В список попал крупнейший российский переработчик подсолнечника — агрохолдинг «Юг Руси» и другой производитель растительного масла — «Астон». «Югу Руси» запрещено участвовать в приватизации на территории Украины и арендовать недвижимость, «Астону» — проводить торговые операции. В отношении обеих компаний санкции введены на один год. Президент и владелец «Юга Руси» Сергей Кислов во вторник затруднился прокомментировать их действия, связаться с «Астоном» не удалось.
Ленты вне закона
Во вторник же Верховная рада приняла закон о запрете использования георгиевской ленточки «во всех случаях, кроме орденских планок ветеранов». Документ был представлен фракцией «Народного фронта». Еще один законопроект, зарегистрированный в Раде, касается регулирования церковной деятельности, согласно которому Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) может лишиться части приходов. Его рассмотрение планируется на 18 мая. Как пояснил “Ъ” соавтор законопроекта, депутат от фракции Блока Петра Порошенко (БПП), религиовед Виктор Еленский, суть документа в том, что «церковные общины могут менять конфессию после голосования общего собрания простым большинством голосов». Таким образом, приходы УПЦ МП могут отойти другим церквям. Как утверждает господин Еленский, ему известно примерно о 150 общинах, желающих совершить такой переход. По его словам, они расположены на Западной Украине, а «возглавляют их священники, которые признают так называемый “русский мир” и отказываются молиться за украинских солдат в зоне АТО».
Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала решение Рады запретить георгиевскую ленту «антидемократическим и антиисторическим». Постоянный представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич считает санкции против российских политиков и СМИ «частью курса Киева на подавление гражданских прав населения».
Депутат Рады от Блока Петра Порошенко, пожелавший статься неназванным, заявил “Ъ”, что эти запреты «легко выполнить в отношении банков и трудно в отношении СМИ, так как люди привыкли смотреть российские каналы в интернете».
Коммерсант. 16.05.2017