Правый разворот или поворот направо?
Бауржан Толегенов
Казахский курултай, 100 новых учебников на казахском языке, международный проект «Мен қазақпын», перевод казахского языка на латинскую графику, программа «Туған жер», табуирование черных одеяний… За последние лет пять госаппарат не выдавал столько инициатив на этнические мотивы как за последние несколько месяцев. Это, безусловно, бросается в глаза и заставляет задуматься о природе такого поворота. Зачем это власти? Это целенаправленная этнификация госполитики или же власть пытается таким маневром оседлать общественные настроения и расширить ядерный электорат накануне важных событий?
Приводные ремни
В 90-х годах рост национального самосознания был обусловлен восстановлением независимости и необходимостью «сшивания» этноса через возрождение культуры, языка, истории и т.д. Если говорить о природе национализма 90-х годов, то по сути это была реакция на политику Советского Союза и направлена она была на национальное возрождение. Но шансы для его политической институализации были призрачными, что было предопределено структурой этнического состава населения и соответственно позволило государству вывести национализм из публичной политики. Параллельно проведенной операции по маргинализации национализма, государством был выдвинут концепт гражданской нации, который активно артикулировался госаппаратом в нулевых годах. Однако доморощенная версия мультикультурализма с каждым годом теряет релевантность и это происходит пропорционально изменению демографической картины, а именно увеличению удельного веса коренного населения (около 70%). Свою роль играет и тот факт, что более 40% населения это жители сельской местности. Этническое самосознание «разгоняют» и приводные ремни.
Во-первых, изменение миропорядка и конфронтационная повестка международной политики усугубляется геополитическими тисками, в которых находится Казахстан.
Во-вторых, агрессивное проникновение нетрадиционного (для казахов) ислама, отрицающего национальную идентичность в пользу религиозной.
В-третьих, определенную роль играет российский фактор – державный национализм российской правящей элиты безусловно, подпитывает рост национального самосознания казахов.
По большому счету, Казахстан, двигаясь к моноэтническому обществу, не имеет собственного идеологического стержня и остался в разноплановых культурно-идеологических координатах (арабская культура, русский мир, китайская цивилизация), которые фрагментируют и разрывают общество. И востребованность национализма, как обществом, так и государством, это своего рода защитная реакция на усугубляющий кризис идентичности.
Вилка национализма
Усиление казахскости находит отражение в общественно-политических процессах. В частности, это проявляется в росте патриотической риторики, которая с каждым годом все громче и чаще звучит в общественных дискуссиях. На этой ниве сформировалась группа общественных деятелей и трендсеттеров, которые заняли нишу после ухода из политики представителей оппозиции призыва 90-х годов. Не остался в стороне и рынок – потребительские запросы обслуживает соответствующая индустрия (от модных футболок на патриотическую тематику до собственного шоу-бизнеса, ориентированного исключительно на казахскоязычную аудиторию).
Неудивительно, что в экспертных дискуссиях ставится вопрос об институализации национал-патриотического движения. К примеру, эта тема активно муссировалась накануне последних парламентских выборов (2016 год). В итоге: партия «Ауыл», имевшая мандат на использование (в рамках политкорректности) этнической призмы, закончила электоральную кампанию на четвертом месте (2%). Фактически же это была первая победа на публичном политическом поле, позволившая правому движению выйти из маргинальной ниши и частично легализоваться. Этот пример показывает электоральный потенциал казахскости и заставляет власть обратить на себя внимание, а не отдавать на откуп контрагентам.
Однако вместе с ростом национального самосознания возникает проблема соотношения консерватизма и прогресса. На этой вилке государство обломало зубы, продвигая в прошлом году инициативу о частной собственности на землю. Эпикфейл с Земельным кодексом послужил еще одним мотивом для обращения власти к теме национального самосознания.
Без претензий на мессианство
В любом случае национализм в Казахстане – это необратимый и закономерный процесс. По своему характеру он имеет оборонительный характер, без претензий на мессианство. В свою очередь, государство не может игнорировать (как делало это ранее) рост национального самосознания и, уходя вправо, пытается с одной стороны, перехватить инициативу и навязать собственную повестку, а с другой укрепить собственную легитимность.
Так или иначе, национализм в Казахстане вышел на новый этап эволюционирования, на котором важно задать правильную и нужную траекторию, чтобы казахский концепт был привлекательным, наполнился рациональным содержанием и нес собой прогресс. Во многом это зависит от действующих представителей национал-патриотического движения, от того какие стандарты они заложат. Ведь в отсутствии политических традиций и прививок от популизма, национализм всегда имеет риск скатиться в махровую версию и дискредитировать себя.
Саясат. 12.05.2017