Конституционная реформа подводит Тбилиси к жесткому кризису
Юрий Рокс
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили делегировал своих представителей в Страсбург на встречу с представителями Венецианской комиссии. Он надеется найти понимание с этим институтом и добиться от него давления на правящую «Грузинскую мечту» (ГМ). Только так и можно добиться остановки принятия новой Конституции Грузии, которая, по мнению президента и оппозиции, ведет к узурпации власти одной партией.
Посланцы президента выехали на встречи с представителями Венецианской комиссии рано утром в четверг и пробудут в Страсбурге до конца недели. Дольше, наверное, и не потребуется. Венецианская комиссия уже в курсе происходящего в Грузии и знает о сути претензий к конституционным поправкам, которые стремится реализовать правящая сила. Незадолго до командировки представителей президента четыре влиятельных грузинских НПО обратились в этот же институт с письмом, в котором указали главные, на их взгляд, «угрозы для страны, таящиеся в новой Конституции».
Опасность 1. Отмена прямых всенародных выборов президента. По новой Конституции этим будет заниматься специальная избирательная коллегия из 300 человек. В коллегию войдут депутаты парламента Грузии, главы местных органов власти, а также члены Верховных советов автономных республик – Абхазии (действующие в изгнании на территории Грузии) и Аджарии. Как будет представлена Южная Осетия, в советское время наделенная статусом автономной области, – непонятно. «Структур в изгнании», подобно абхазским, у этого региона нет.
По мнению оппозиции, отмена всенародных выборов увеличит зависимость президента от узкого политического круга, тогда как Грузия, не обладающая особыми демократическими традициями, нуждается в президенте, способном при необходимости балансировать отношения между различными ветвями власти.
Опасность 2. Изменения в избирательном кодексе, согласно которым в Грузии запрещается создание предвыборных политических блоков и упраздняется мажоритарная система выборов. Выборы в парламент будут проходить только по пропорциональной системе с неизменным 5-процентным избирательным порогом. При этом голоса всех партий, не преодолевших этот барьер, не будут распределяться пропорционально между преуспевшими, но будут в качестве бонуса присваиваться той партии, которая наберет большее количество голосов и займет первое место.
По мнению оппозиции, такая схема, справедливая в части упразднения мажоритарной системы, ставит под угрозу существование политического плюрализма и способствует концентрации власти одной партии.
Опасность 3. Согласно проекту Конституции, в течение избирательного года запрещается обращаться в Конституционный суд с требованием признать антиконституционными законодательные нормы, которые касаются выборов и которые приняты за год до самих выборов.
По мнению оппозиции, это вовсе непонятная норма, напрямую грубо нарушающая права человека.
Опасность 4. Уточнение понятий «семья» и «брак». Авторы поправок в Конституцию настаивают на конкретизации: эти понятия подразумевают добровольный союз между мужчиной и женщиной.
Оппозиция утверждает, что подобная расшифровка ущемляет права сексуальных меньшинств, повышает риск развития гомофобии в стране и т.п., в то время как Грузия с зафиксированным в той же Конституции евро-атлантическим политическим вектором обязалась обеспечивать равноправие между всеми людьми, независимо от их индивидуальных особенностей, расовой и религиозной принадлежности и т.д.
Вот эти четыре «капкана», заложенные в основной закон, по мнению противников «Грузинской мечты», способны обрушить страну в пропасть. Есть еще несколько интересных моментов, касающихся полигражданства, существенного урезания полномочий и обязанностей президента, военной сферы, но оппозиция особо заостряет внимание именно на указанных статьях. Между тем сам президент Георгий Маргвелашвили, командируя в Страсбург своих людей, назвал проект Конституции направленным лично против него. За что был нещадно раскритикован главой парламентского комитета по юридическим вопросам Экой Беселия. И она, и спикер парламента Ираклий Кобахидзе заявили, что проект Конституции не поступит на рассмотрение парламента без учета замечаний как Венецианской комиссии, так и сделанных в ходе публичных обсуждений, проходящих в эти дни по всей стране.
Между тем обсуждения, в которых предполагалось участие как представителей власти, так и оппозиции и неправительственного сектора, вылились в параллельные одновременные акции. Представители власти встречаются с населением того или иного региона, объясняют необходимость принятия новой Конституции, рассказывают о ее достоинствах, а оппозиция в это время на прилегающих к месту встречи улицах проводит контрагитацию, указывая на недостатки предлагаемого Основного закона. Так продолжается расслоение и без того поляризованного грузинского общества.
По мнению информированных источников, власти скорее всего все-таки смогут принять новую Конституцию. Даже Венецианская комиссия, замечания которой носят лишь рекомендательный характер, не сможет серьезно повлиять на положение дел. Однако нет никаких гарантий того, что принятие новой Конституции не обернется серьезным внутренним общественно-политическим кризисом, из которого без потерь выбраться будет практически невозможно.
Независимая газета. 12.05.2017