Единое энергокольцо ЦА: Таджикистан поможет "зарядить" весь регион
Рубен Гарсия
Страны Центральной Азии планируют снова запустить единое энергокольцо в регионе. Именно этот вопрос обсуждался 16 мая в Астане на встрече глав энергетических ведомств центральноазиатских стран.
Как считает глава национальной компании "Барки точик" Мирзо Исмоилзода, после подписания всех документов энергокольцо снова можно будет восстановить буквально за пару лет.
Если эта инициатива будет успешно реализована, то Таджикистан начнет более масштабный экспорт излишков электроэнергии, которую успевает накопить в летний период.
К слову, сейчас РТ поставляет электричество в объеме 600 миллионов киловатт часов в Кыргызстан и 800 миллионов — в Афганистан.
"Договоренность о восстановлении энергосистемы — это очень хорошая новость. Больше всего в этом заинтересован Таджикистан, который испытывает глубочайший энергодефицит в осенне-зимний период, и Кыргызстан, вынужденный покупать у РТ электричество даже летом", — отмечает эксперт по странам Центральной Азии Андрей Захватов.
Кроме того, в поставках таджикской электроэнергии нуждается и Узбекистан. Сейчас специалисты отмечают в РУз немалый экономический рост: в стране реализуются сразу несколько инвестиционных и промышленных проектов. Новые мощности требуют дополнительных энергозатрат, и дабы избежать дефицита электричества, Узбекистан мог бы покупать излишки у своего соседа. В свою очередь обмен энергоресурсами между странами ЦА позволит Таджикистану избежать нехватки электроэнергии в период холодов.
Правда, говоря о скорой реализации проекта, надо отметить, что здесь есть свои подводные камни. В первую очередь — чисто технического свойства.
"Это соглашение следует только приветствовать. Но для расчетов и согласований инженерам-энергетикам стран ЦА потребуется довольно много времени. А потому дефицит электроэнергии в РТ в предстоящий осенне-зимний период еще сохранится", — пояснил Захватов Sputnik Таджикистан.
Другая проблема состоит в том, что, восстановив "единое кольцо" в регионе, сторонам еще предстоит договариваться о его рациональном и взаимовыгодном использовании.
Напомним, что новая энергетическая модель в регионе была окончательно сформирована в 1997 году, хотя разрабатывалась еще с 1991 года. В нее вошли Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Южный Казахстан (северная часть страны была связана с российскими сетями). Но на тот момент власти ЦА так и не смогли найти общий язык по поводу эксплуатации системы.
В 2003 году ее покинул Туркменистан, решив, что способен полностью автономно обеспечивать себя электричеством. Затем в 2009 году официальный Ташкент также принял решение покинуть энергосистему, посчитав ее недостаточно выгодной для себя.
После энергетического демарша РУз в Казахстане также взяли курс на автономное обеспечение энергией. В свою очередь, Таджикистан и Кыргызстан, оказавшиеся отрезанными от остальных сетей региона, стали осуществлять проект CASA-1000 по строительству линии электропередачи общей протяженностью более 1200 километров.
Избыток электричества, вырабатываемого ГЭС в летний период предполагалось продавать в Афганистан и Пакистан.
И вот теперь сторонам, успевшим осознать необходимость глобальной ресурсной кооперации, вновь придется договариваться о справедливом распределении выгод.
"Энергокольцо в принципе никогда не работало полноценно. Шли энергетические войны между странами, был спор о том, что такое вода — товар или ресурс, который принадлежит всем. Сейчас проект технически легко осуществим, нужна только политическая воля, чтобы опять не начались ссоры на почве того, кто кому чего должен и кто от кого зависит", — отмечает руководитель сектора экономического развития постсоветских стран ЦПИ ИЭ РАН Елена Кузьмина.
Однако эксперты сходятся во мнении, что на фоне потепления отношений между РТ и РУз у сторон есть все шансы достигнуть устойчивого компромисса. Об этом говорят и международные структуры, в частности, представители Азиатского банка развития, не раз заявлявшие, что только партнерское взаимодействие между странами региона способно поднять экономику каждой из них.
По крайней мере, Ташкент и Душанбе должны извлечь взаимную выгоду от восстановления "единого кольца".
К моменту своего первого запуска, энергосистема включала 83 электростанции общей мощностью 25 тысяч МВт. Сейчас эксперты оценивают водно-энергетический комплекс Центральной Азии в 430-460 млрд кВт/ч в год. Правда, для этого необходима существенная модернизация инфраструктуры.
Отметим, что во времена СССР в регионе существовала жесткая система квот на потребление природных ресурсов, в первую очередь воды, не допускавшая бесконтрольного расхода.
Происходил своеобразный бартер: в Узбекистане меняли свой газ на воду, поставляемую Киргизской и Таджикской ССР.
После распада Союза, каждая сторона начала тянуть одеяло на себя, тем самым нарушив ранее установленный баланс. Начались перебои с поставками газа в Таджикистан, особенно зимой.
В свою очередь Кыргызстан и РТ начали отпускать максимум воды из существующих водоемов, чтобы компенсировать нехватку энергии в течение зимы. И дополнительный отток воды стал причиной подтопления населенных пунктов и переполнения водоемов на территории Узбекистана и Южного Казахстана в зимний период.
Spuntnik Таджикистан. 17.05.2017.