Запущен новый импульс взаимодействия стран Центральной Азии

«Сегодня появился новый импульс в отношениях государств Центральной Азии, при правильном выстраивании которых, страны могут значительно улучшить кооперацию на региональном уровне, по крайней мере, политическая воля для этого теперь имеется», — политолог Наргиза Мураталиева, специально для CABAR.asia, о последних событиях в регионе.

Череда внешнеполитических визитов лидеров стран Центральной Азии продолжается. Вслед за визитами в Ашхабад и Астану новоизбранный президент Узбекистана на этой неделе посетил Москву. Вопреки мнению о том, что российско-узбекские отношения не являются образцовыми в регионе, стороны подписали внушительный пакет двусторонних соглашений.

Еще в конце прошлого года многие авторитетные специалисты по центральноазиатским делам предсказывали, что новые шаги ключевой страны региона могут сплотить Центральную Азию. О реальном сплочении говорить пока не приходится, но заметная активизация контактов между республиками региона определенно произошла.

В течение последних двух месяцев состоялись также визиты Н.Назарбаева в Азербайджан и ОАЭ. В рамках встреч и выступлений казахстанского лидера в Азербайджане основной упор делался на развитие транспортно-транзитных магистралей, соединяющих Китай и Европу через Каспий.

Г.Бердымухамедов у себя встречал белорусского лидера А.Лукашенко и также обсуждал возможности модернизации транспортных путей для выхода в Европу.

И наконец, на следующей неделе состоятся встречи лидеров нескольких стран Центральной Азии. Сначала Г.Бердымухамедов посетит Казахстан, затем Н.Назарбаев отправится в Бишкек, где с А.Атамбаевым и другими членами ЕАЭС обсудит перспективы евразийских «дел».

Как видно, специально или нет, но первые внешние шаги Ш.Мирзиеева действительно простимулировали активизацию соседних республик. К чему это приведет, пока предсказать трудно. Но ясно одно, все эти маневры позволят значительно укрепить экономическое положение государств региона. Ведь активизации контактов с внешними игроками и «центрами силы» откроют новые возможности многосторонней кооперации государств региона.

Новый импульс взаимодействия?

Не секрет, что Ценральноазиатские республики с момента обретения независимости неоднократно пытались найти формулу для более тесного взаимодействия между собой, поскольку более 70 лет были звеньями единой системы.

Однако, практически все попытки создать некую форму интеграции не увенчались успехом. В процессе, сама идея интеграции в Центральной Азии сильно эволюционировала. В частности, если в начале пути идея интеграции была ключевой формулой взаимодействия в регионе, то сегодня сам термин «интеграция» практически у всех вызывает не скрываемое раздражение.

Сегодня становится ясно, все дело в том, что интеграция была «искусственной», то есть основанной ни сколько на объективной экономической целесообразности, сколько на политической необходимости. Тем не менее, на фоне целого ряда изменений, страны Центральной Азии вновь стали сближаться, катализатором чего является несколько объективных факторов.

Смена власти в Узбекистане запустила процесс запуска в этой стране новых реформ, часть которых коснулась и внешней политики. Ташкент значительно активизировался и начал ревизию своих внешних контактов. Ряд государственных визитов в Туркменистан, Казахстан и Россию дали некий естественный импульс взаимодействия всем странам региона.

Визиты в Ашхабад и Астану Шавката Мирзиеева по сути подтвердили заявленный во внешнеполитической концепции РУ приоритет на сотрудничество со странами Центральной Азии. На этом фоне целый ряд встреч и визитов лидеров других стран ЦА подтверждают тезис о начале нового витка активизации республик Центральной Азии. В этом ключе, логичным звеном цепи внешнеполитических визитов Мирзиеева стало посещение Москвы.

Ставка на восстановление

Российско-узбекские связи не отличались особой стабильностью. Конечно, Москва и Ташкент никогда не доходили до взаимных претензий, но в этих отношениях не было и особой близости. Пока в политическом плане стороны разбирались с интеграционными проектами, с выходами из ОДКБ и неприятием ЕАЭС – состояние дел в экономике чрезвычайно ухудшилось.

Попытки реанимировать отношения после выхода Ташкента из ОДКБ и значительного отстранения от России уже принимались. Москва даже списывала госдолг Узбекистану в размере 865 млн в 2014 году (ратифицирован в апреле 2016 года), чтобы хоть как-то стимулировать двустороннюю кооперацию.

На этом фоне итоги нынешней встречи В.Путина и Ш.Мирзиеева действительно стали прорывными. Как сообщают российские СМИ, по итогам переговоров на высшем уровне было подписано 55 документа, в том числе в экономической сфере на общую сумму $16 млрд.

Примечательно, что сторонам удалось завершить переговоры по соглашению, регламентирующему привлечение в РФ трудовых мигрантов, длившиеся почти 10 лет – сообщает газета «Московский Комсомолец»[1]. Кроме того, достигнута договоренность о запуске авиасообщения между Москвой и Самаркандом.

Не менее значимой стала договоренность об увеличении объемов узбекского природного газа, экспортируемого в Россию. «Газпром» заключил с Узбекистаном контракт на покупку 4 млрд кубометров газа ежегодно начиная с 2018 года. Специалисты отмечают, что Россия особо не нуждается в таких объемах газа. Закупаемый в Узбекистане газ в последствии перепродается в Кыргызстане, а также направляется для снабжения южных регионов Казахстана. Исходя из этого, данное решение скорее продиктовано необходимостью укрепить политические отношения конкретными экономическими контрактами.

К слову, больше в узбекском газе нуждается Китай, который, кстати, все еще ждет реализации проекта строительства ветки «D». По узбекскому участку ТЭО еще не готово, не говоря уже о прокладке самой трубы. Кроме того, в конце прошлого года китайская сторона жаловалась, что Ташкент не выполняет обязательства по наполнению трубопровода по первым трем линиям.

Еще более значимыми стали планы России и Узбекистана в военной сфере. В начале марта Сенат Узбекистана ратифицировал Договор о военно-техническом сотрудничестве между РФ и РУ. По заявлениям узбекских властей «Российская Федерация была и сегодня остается одним из главных партнеров Узбекистана, в том числе и в военно-технической сфере. Наши страны имеют множество общих интересов и точек соприкосновения»[2].

Выступая в Кремле Ш.Мирзиеев подтвердил, что «в числе приоритетных задач — расширение поставок в Узбекистан военной техники и ее ремонт на российских предприятиях на взаимовыгодных условиях; реализация совместных проектов с участием госкорпорации «Ростех»»[3].

Тем самым, Ташкент, не без ответного интереса со стороны Москвы, вновь делает крен в сторону России в вопросах безопасности. В целом, судя по всему Россия делает ставку на восстановление былого влияния в ключевой стране Центральной Азии.

Оседлать волну активизации

Искусственно или естественно, но в Центральной Азии идет волна активизации отношений друг с другом, а также с внешними партнерами. На этом фоне может вновь наметиться определенная конкуренция между Астаной и Ташкентом. Каждая из региональных лидеров заинтересована в сотрудничестве друг с другом, но параллельно потенциальное соперничество все еще сохраняется.

Однако, в отличие от прежних лет, похоже, что соперничество не будет касаться так называемого «лидерства» в регионе, а скорее возможно в сфере реализации разных проектов, в первую очередь, транспортных.

В ходе последних переговоров в Ашхабаде узбекский и туркменский лидеры особо подчеркнули важность налаживания железнодорожных перевозок. Г.Бердымухамедов заявил, что туркменская сторона привлекательной находит идею соединения железнодорожной магистрали с Китаем и обеспечить выход к Персидскому заливу и в Европу. Речь идет о «многострадальном» маршруте Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Как новая администрация в Ташкенте решит дальнейшую судьбу проекта пока неизвестно, но ясно, что в ходе предстоящего визита Ш.Мирзиеева в Пекин данный вопрос встанет на повестке дня.

Между тем, в случае реализации данного проекта, он станет полноценным конкурентом существующей ветке Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран. Первые грузовые поезда из китайского города Иу в Тегеран по данному маршруту уже прошли в конце февраля текущего года. Время в пути заняло 14 дней, что в два раза быстрее чем морским транспортом. Казахстан естественно рассчитывает на данный проект и появление альтернативного маршрута может помешать этим планам. Конечно, проект железной дороги через Узбекистан в Туркменистан еще не скоро станет реальным, но уже сегодня он противоречит интересам соседей.

В Астане и Ташкенте есть понимание, что соседям лучше дружить и итоги двусторонних встреч в Казахстана подтвердили это[4]. Внушительный пакет двусторонних соглашений показывает, что перезагрузка отношений в регионе действительно началась. В этом контексте важным для будущего региона было бы не повторять ошибки прошлых лет. Так, к примеру, кто бы не оседлал эту волну нового витка активизации сотрудничества между республиками региона, хорошо бы не пытаться придать этому процессу каких-либо институциональных форм. Как показала история, любые попытки оформить союз либо создать структуру со временем приводили к обратным результатам, и вместо интеграции страны региона получали дезинтеграцию.

Выводы

После своего избрания на пост президента Шавкат Мирзиеев первые 100 дней особо не занимался внешней политикой, сосредоточив свои усилия только на внутренних реформах. Теперь дошла очередь и до внешнеполитических преобразований.

Как показывает анализ последних визитов, в аспекте внешнеполитических ориентиров Ташкента будет сохранен принцип лавирования между «центрами силы» без четко обозначенной позиции. Вкупе с тактикой апеллирования к международному сообществу по вопросу использования трансграничных водных ресурсов (оказание давления по вопросу строительства крупных ГЭС) новая власть в Ташкенте будет придерживаться внеблоковой концепции внешней политики с упором на двусторонние контакты.

Вместе с тем сегодня становится ясным, что Ташкент будет искать пути разрешения наиболее злободневных проблем с соседями. Высока вероятность попыток перезагрузки отношений со странами Центральной Азии. Для отношений между республиками свойственны разного рода шероховатости. Ведь, в новом качестве Узбекистан со своими соседями взаимодействует всего чуть более двух десятилетий. Все еще не сложились четко установленные политические традиции в отношениях стран ЦА, чем и объясняется некая конъюнктурность принимаемых решений. Сегодня появился новый импульс в этих отношениях, при правильном выстраивании которых страны могут значительно улучшить кооперацию на региональном уровне, по крайней мере, политическая воля для этого теперь имеется.

Конечно, новой администрации в Ташкенте нужно будет четко учитывать внешние факторы. Так, с расширением китайского экономического влияния в Узбекистане коридор лавирования Ташкента непрерывно сужается. Более того, неблагоприятные внешние условия (отток трудовых мигрантов из РФ, экономический спад) создают условия для реализации проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Комплекс факторов может в ближайшее время вынудить узбекские власти дать свое согласие на запуск его строительства.

При этом также совершенно ясно, что отношение Ташкента к разного рода интеграционным инициативам не изменится, упор будет сделан на двусторонние отношения. Соответственно, Ташкент не будет делать практических шагов в направлении участия в ЕАЭС, однако будет искать иные альтернативные форматы взаимодействия со структурой, тем не менее, продолжит взаимодействие со странами ЦА в многостороннем формате, такими как ШОС, СНГ и др.

Использованная литература:

[1] http://www.mk.ru/politics/2017/04/05/takogo-nikogda-ne-bylo-putin-prinyal-prezidenta-uzbekistana-porazitelno-pyshno.html

[2] Узбекистан ратифицировал договор о военно-техническом сотрудничестве с Россией http://www.easttime.ru/news/uzbekistan/uzbekistan-ratifitsiroval-dogovor-o-voenno-tekhnicheskom-sotrudnichestve-s-rossiei/1

[3] Узбекистан рассчитывает на расширение поставок военной техники из РФ http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4156614

[4] Отношения Казахстана и Узбекистана выходят на новый уровень // https://liter.kz/ru/articles/show/30488-otnosheniya_kazahstana_i_uzbekistana_vyhodyat_na_novyi_uroven

CABAR.asia. 07.04.2017

Читайте также: