У населения нет денег для крупных покупок и сбережений

Анастасия Башкатова

Более чем у трети граждан материальное положение за прошедший год ухудшилось. За 17 лет в стране так и не удалось сформировать многочисленную прослойку людей, которые считают свое материальное положение «очень хорошим». Об этом сообщают специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) со ссылкой на опросы Росстата. Снижение торговли в стране продолжается третий год подряд, сокращение реальных доходов населения снова становится хроническим. Решить проблему падающих доходов властям по факту пока не удается. В итоге чиновники переключают внимание с кризиса на защиту прав потребителей, которым, правда, до сих пор не хватает денег на многие покупки.

После 1992 года, за прошедшие 25 лет, в стране произошел многократный рост потребления товаров и услуг: в номинальном выражении более чем в 500 раз. Такие данные сообщил во вторник президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей. «Товарооборот в 1992 году составлял чуть более 5 млрд руб., в 2013-м – уже 2,3 трлн руб.», – сказал президент.

Одновременно с этим граждане все активнее защищают свои права. «За последние 20 лет количество обращений в разные инстанции возросло в 100 раз, – продолжил Путин. – Накоплен большой опыт как властными, в том числе судебными органами, так и общественными организациями». Все это стало для властей поводом обсудить дальнейшую защиту прав российских потребителей.

На заседании Госсовета поднимались самые разные вопросы – от интернет-торговли до акцизов на медовуху, которые было предложено снизить. Например, Путин вчера поддержал просьбу новгородских производителей включить медовуху в перечень сельхозпродукции, облагаемой пониженными акцизами, передает Интерфакс.

Единственное, что, судя по открытой части заседания, не обсуждалось – потребительский кризис, который за последние годы стал в России хроническим и в условиях которого россиянам все сложнее совершать покупки.

Как сообщил во вторник Росстат, за март реальные доходы населения сократились на 2,5% по отношению к марту 2016-го. По итогам первого квартала они снизились в годовом выражении на 0,2%. Тем самым январский всплеск доходов на 8%, который был связан с единовременной выплатой пенсионерам, сошел на нет. И доходы населения падают теперь четвертый год подряд.

Оборот розничной торговли в марте сократился, по данным Росстата, на 0,4% в годовом выражении, в первом квартале – на 1,8% по отношению к первому кварталу 2016-го. Розничная торговля сокращается в России третий год подряд.

Судя по опросам, потребительский кризис в стране не закончился, хотя его острота снизилась. Индекс потребительской уверенности, который ежеквартально рассчитывает Росстат, составил в первом квартале этого года –15%. Индекс потребительской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение оценок россиян по поводу произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок.

В ежеквартальных опросах Росстата участвует около 5 тыс. граждан в возрасте от 16 лет во всех субъектах РФ.

По сравнению с первым кварталом 2016-го налицо явное улучшение: тогда значение индекса было –30%. Однако показатель до сих пор находится в отрицательной плоскости, что свидетельствует о преобладании негативных оценок.

«Даже при наличии достаточно стойкой позитивной тенденции нельзя забывать, что улучшение происходит в диапазоне отрицательных значений. Это можно интерпретировать лишь как замедление негативной динамики. Пессимистический настрой по-прежнему преобладает среди потребителей», – замечает в своем пояснении к опросам Росстата директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

В первом квартале 2017-го лишь 9% опрошенных граждан заявили о случившемся за последние 12 месяцев улучшении личного материального положения. Одновременно с этим почти каждый третий (36%) сказал, что за минувший год его положение ухудшилось. В течение следующих 12 месяцев улучшение своего положения ожидают 11% респондентов, а 20% готовятся к ухудшению. Произошедшие за год изменения в российской экономике позитивными считают лишь 13% опрошенных, негативными – 40%. Положительных изменений в экономике страны ждут в течение года 20% респондентов, отрицательных – 23%.

Россияне не готовы совершать крупные покупки и делать сбережения. Судя по всему, им не хватает для этого средств. Как сообщают специалисты ВШЭ со ссылкой на опросы Росстата, сложившиеся условия в разной степени благоприятными для крупных покупок называли в конце 2016 года 8% опрошенных, а для формирования сбережений – лишь около 5% респондентов.

Треть (33,4%) опрошенных называли текущий момент «скорее неблагоприятным» для крупных покупок, еще больше респондентов (36,5%) считают его таким для формирования сбережений. Об одинаковом соотношении плюсов и минусов для совершения крупных покупок говорили около 36% опрошенных, а для сбережений – почти 30% респондентов. Наконец, по мнению 19% опрошенных, текущий момент был «совсем неблагоприятным» для крупных покупок, а по мнению 25% респондентов – для сбережений. Остальные затруднились с ответом.

Кроме того, опросы выявили, что примерно две трети населения (64%) считают свое текущее материальное положение «средним», около четверти (25,5%) – «плохим». Еще 3% граждан – «очень плохим». «Хорошим» свое материальное положение считают 6,7%. А «очень хорошим» – лишь 0,2%. Остальные не ответили.

Специалисты ВШЭ обращают внимание, что вариант ответа «очень хорошее» на протяжении 17 с половиной лет проведения обследований встречался крайне редко. Уточним: если учесть, что опрос проводился среди 5 тыс. граждан, то получается, что лишь двое из каждой тысячи оценивают свое положение как «очень хорошее». То есть единицы. И даже эти единицы далеко не всегда выявляются опросами.

Из чего следует, что в современной России так и не удалось сформировать более или менее многочисленную прослойку граждан, которые считают, что они живут очень хорошо.

Точно так же не стала многочисленной группа граждан, которые считают свое положение хорошим. «Доля варианта «хорошее материальное положение» была максимальной в середине 2014 года (более 10%), минимальной – в 1998–1999 годах (менее 1%), но чаще всего находилась в диапазоне 5–7%», – говорится в материалах ВШЭ.

«Базовые проблемы российской экономики пока не решены, а риски дальнейшего снижения реальных доходов и уровня жизни населения сохраняются, – комментирует ситуацию Остапкович. – Если в ближайшее время не остановить спад реальных доходов населения, то это может привести к заметному снижению качества жизни наименее обеспеченной его части, включая не только ограничение потребления продуктов питания и товаров длительного пользования, но и сокращение доступа к здравоохранению, образованию и другим социальным стандартам».

Независимая газета. 19.04.2017.

Читайте также: