"Северный поток–2" уперся в Датское королевство
Ольга Соловьева
Проект строительства газопровода «Северный поток – 2» может быть остановлен датскими властями. Правительство Дании собирается изменить внутреннее законодательство, чтобы получить право вето на прокладку газопровода в своих территориальных водах. До сих пор главными противниками «Северного потока» выступали Украина и Польша. Правда, их возражения были дискредитированы прямой заинтересованностью этих стран в получении платы за транзит газа из России. Обвинить Данию в подобной заинтересованности срывом проекта будет сложнее.
Правительство Дании выступило с инициативой по изменению законодательства страны, чтобы оставить за собой право запрета строительства трубопровода СП-2. Об этом, в частности, заявил министр энергетики и климата Дании Ларс Кристиан Лиллехольт. В качестве обоснований просьбы датский чиновник указал на возникшие опасения. «Мы хотим иметь возможность сказать «да» или «нет» с точки зрения безопасности и внешней политики», – заявил министр. Озабоченность проектом Дания высказала после полученного в прошлый понедельник заявления о строительстве газопровода «Северный поток – 2» в территориальных водах Дании.
Напомним, проект «Северный поток – 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с первым «Северным потоком». Для реализации проекта СП-2 необходимы формальные разрешения от России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. В Швеции заявка на разрешение была подана в сентябре 2016 года, в Германии – в марте этого года, в Дании – в апреле.
На фоне озабоченности проектом Дании Германия продолжает поддерживать строительство газопровода. Текущая позиция Берлина по проекту довольно проста: это чисто коммерческий проект, который должен соответствовать немецким и европейским юридическим нормам. И желания как-либо мешать проекту у германских властей нет. К тому же сам глава «Газпрома» Алексей Миллер неоднократно заявлял, что транспортные издержки при поставках по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем при поставках через Украину.
Напомним, ранее против строительства СП-2 возражали несколько европейских стран: Польша, Украина и балтийские государства. Не выражали поддержку строительства и официальные европейские чиновники.
Однако все изменилось в конце марта, когда Еврокомиссия приняла решение поддержать проект строительства газопровода и попросила страны Евросоюза пересмотреть свои позиции относительно «Северного потока – 2». «Нам не нравится «Северный поток – 2» в политическом отношении. Но у комиссии нет юридических оснований для противодействия «Северному потоку – 2», так как правила ЕС не распространяются на морскую часть газопровода», – комментировала тогда ситуацию представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен.
В списке убежденных противников на сегодня остались Украина, Польша и Литва.
В Украине и Польше по-прежнему настаивают на политическом характере проекта. К примеру, представитель польского МИДа Марта Бабич не исключает полной зависимости Германии от одного-единственного поставщика природного газа по одному-единственному маршруту – через Балтику. «Новый проект «Газпрома» противоречит также политике ЕС в отношении Украины. Брюссель, с одной стороны, оказывает финансовую помощь Киеву, а с другой – мирится с предстоящей утратой Украиной сборов в бюджет за газовый транзит», – приводит ее слова Deutsche Welle.
Об экономических последствиях для собственного бюджета говорят и в Незалежной. С одной стороны, Киев не может радовать перспектива потери сумм, выплачиваемых за прокачку российского газа по территории Украины. Однако и это не единственная причина. «Речь идет и о технической балансировке всей газотранспортной системы и ее режима. Это и внутренняя перекачка газа между его производителями и потребителями, и транзит, причем не только в Евросоюз, но и в Молдавию, Турцию и на Балканский полуостров. И поддерживать всю эту систему в рабочем состоянии будет очень сложно, если уровень транзита сократится», – рассказывал в интервью DW исполнительный директор украинского центра глобальных исследований «Стратегия XXI» Андрей Чубик.
Но в Германии на подобные опасения поляков и украинцев дают четкий ответ: немцы не обязаны пополнять бюджеты этих стран. В интервью газете Handelsblatt глава немецкого энергетического концерна Wintershall Марио Мерен прокомментировал негативное отношение некоторых стран к проекту. «Польшу и Украину тревожит в первую очередь снижение сборов за транзит газа. Но мы не можем принимать это во внимание. В основном мы транспортируем газ по самому прямому и выгодному пути из Сибири потребителям в Северо-Западной Европе. Транспорт газа – это не взнос в укрепление бюджета третьих стран», – заявил глава Wintershall, не понимая, почему западноевропейские страны должны покупать газ по более высокой цене, чтобы Польша и Украина продолжали получать плату за транзит.
«Европейцы должны быть открыты всем источникам, которые можно использовать. Это газ, который поступает по трубопроводу из России, Норвегии и даже из Северной Африки, а также трансокеанский сжиженный газ», – рассказал глава Мерен, подчеркнув, что более выгодной альтернативы трубопроводным поставкам газа из России не существует.
Марио Мерен также напомнил, что Варшава в свое время выступала и против строительства «Северного потока – 1», опасаясь зависимости от европейского газового рынка. Но опасения поляков оказались напрасными. «Мы создали дополнительные мощности в Германии, чтобы при необходимости снабжать Польшу с запада. И что произошло? Ничего. Эти мощности едва используются», – отметил глава концерна.
В итоге на сегодняшний день нет 100-процентной уверенности в будущем проекта, отмечают эксперты «НГ». «В теории та же Дания может срочно принять новые законодательные нормы и запретить поток. То же самое может сделать и Швеция. Но не рассорит ли это самих европейцев?» – задается вопросом замначальника аналитического отдела компании «Солид» Азрет Гулиев. Если Европе нужно поддерживать экономику Украины, продолжать получать газ по разным направлениям и находиться в состоянии неопределенности в пиковые холодные периоды, то она не пропустит СП-2. А если ей нужен относительно недорогой, но стабильный газ, то стороны попытаются договориться, полагает эксперт.
«Дании вряд ли удастся провести изменения в законодательстве. Тем более это противоречит интересам Германии», – спорит аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. Однако, по мнению эксперта, реализацию проекта вполне возможно затянуть до 2019 года, когда подойдут к концу контракты с Украиной. «Это поставит РФ в непростое положение», – указывает Нестеров, не исключая, что в итоге СП-2 может быть построен с опозданием и с меньшим объемом.
Вчера же стало известно о возможном продлении санкций против РФ со стороны США. Ожидается, что под них могут попасть и инвесторы, которые вложат любую сумму в строительство Россией трубопроводов стоимостью больше 1 млн долл. В итоге новый пакет ограничений может полностью перекрыть финансирование всех проектов «Газпрома» – от «СП-2» до «Силы Сибири».
Независимая газета. 10.04.2017