Поверх барьеров: «Белая книга ЕАЭС» поможет свободной торговле
Кирилл Соков
Евразийская экономическая комиссия опубликовала «Белую книгу ЕАЭС», в которой сведены все выявленные на сегодняшний день ограничения, препятствующие свободному функционированию общего рынка. В конечном итоге появление этого документа должно привести к тому, что большинство препятствий для торговли будут устранены, а внутренние рынки ЕАЭС станут более интегрированными.
О планах создания единого «реестра», объединяющего данные по всем существующим в союзе ограничениям свободной торговли, ЕЭК объявила в июле прошлого года. До этого лидерами союзных государств неоднократно ставились задачи по выявлению и устранению внутренних торговых барьеров. Решение создать «Белую книгу» в этой ситуации выглядело логичным и практически неизбежным, так как ликвидировать и устранять препятствия, полной картины которых никто в союзе не имел, невозможно. Ее составление заняло около восьми месяцев, итогом которых стал документ под официальным названием «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» общим объемом в 43 страницы.
В ходе работы по устранению препятствий ЕЭК оперирует тремя понятиями: «барьеры», «изъятия» и «ограничения». Под барьерами понимаются препятствия для движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, которые противоречат принятым в ЕАЭС нормативно-правовым актам. Изъятия представляют собой «законные» исключения из союзного права, как правило, связанные с предоставлением конкретному государству определенных льгот. Ограничения же трактуются как препятствия, которые возникли из-за наличия в союзном праве «пробелов», которые со временем должны быть устранены. Изъятия и ограничения являются допустимыми препятствиями, в то время как барьеры – недопустимыми. Полная ликвидация изъятий вообще невозможна, хотя работать над их сокращением, по мнению экспертов, надо. Основные же усилия ЕЭК сосредоточены как раз на ликвидации барьеров.
На 30 ноября прошлого года согласованный перечень препятствий состоял из 60 пунктов, включая 17 изъятий, 34 ограничения и 9 барьеров. К числу типичных изъятий относится, например, неприменение Казахстаном до 2025 г. правил единого рынка строительных услуг ЕАЭС, связанное с его неготовностью к этому шагу, а также предоставление Белоруссией исключительного права внешней торговли минеральными или химическими калийными удобрениями организациям, определяемым президентом. Наиболее чувствительные ограничения связаны с энергетикой, где пока отсутствуют общие рынки нефти, нефтепродуктов, газа, электроэнергии, а также услуг по их транспортировке.
Примером ограничений является и отсутствие свободного доступа к внутренним водным путям РФ для осуществления грузовых и пассажирских перевозок. В качестве барьеров в «Белой книге» фигурирует несоответствие национальных технических регламентов общесоюзным, специфические требования к таможенному оформлению товаров, взимание не предусмотренных союзным правом налогов при экспорте товаров, ограничения в доступе к электронным торгам и т.п.
Часть наиболее значимых барьеров в прошлом году удалось ликвидировать. В их числе – непризнание Россией эквивалентности ветеринарных проверок Армении, ограничение ею международных транспортных перевозок с применением книжек МДП, недопуск союзных государств к российским госзакупкам, связанным с государственным оборонным заказом, а также непризнание Казахстаном выданных в других странах ЕАЭС документов об образовании в том случае, если они были получены до вступления в силу договора о создании союза.
Казахстан долгое время сохранял на границе с Киргизией фитосанитарный контроль, хотя еще в мае 2015 г. Высшим экономическим советом ЕАЭС было принято решение по его отмене. Киргизия же со своей стороны до сентября прошлого года требовала заполнять талон о прохождении госконтроля на внутренних границах с государствами ЕАЭС. Россия до октября 2016 г. не обеспечивала трудящихся из государств ЕАЭС медицинской помощью, как того требуют условия союзного договора.
Другая часть барьеров все еще находятся в процессе устранения. Так, Армения пока не обеспечила публикацию данных о своих госзакупках на русском языке. Белоруссия применяет при реализации произведенных на своей территории товаров пониженную ставку НДС, тогда как для аналогичных товаров из других союзных государств такая пониженная ставка почему-то не применяется.
Разработчики «Белой книги» оценили выгоду, которую страны ЕАЭС получат от ликвидации внутренних барьеров. Ее размер будет меньше, чем в свое время в Евросоюзе, так как таможенные границы в ЕАЭС уже устранены и резкого роста взаимного товарооборота ждать не приходится. Тем не менее определенный эффект от ликвидации существующих торговых барьеров будет. Причем самым большим он окажется для Белоруссии, которая сможет увеличить свой ВВП на 2,8%, а благосостояние (накопленным итогом) – на 7,3%. Рост ВВП Казахстана прогнозируется на уровне 0,7%, а благосостояния – 1,3%. Для России же, которая сможет увеличить свой ВВП всего на 0,2%, а благосостояние – на 0,5%, эффект окажется куда менее заметным.
Впрочем, связано это с тем, что объемы экономик трех стран существенно отличаются. По размеру номинального ВВП Россия почти в восемь раз превосходит Казахстан, и в 24 раза – Белоруссию. Поэтому и конечный эффект от ликвидации внутренних барьеров в относительных цифрах будет различным. Кроме того, для России, до сих пор ориентированной на торговлю с Евросоюзом и Китаем, торговые отношения со странами ЕАЭС имеют гораздо меньшее значение, чем для них самих.
В «Белой книге» говорится и о способах обеспечения свободного функционирования общих рынков ЕАЭС, одним из которых является введение механизма прослеживаемости товаров путем их маркировки. В прошлом году начал действовать пилотный проект по маркировке меховых изделий, каждое из которых должно иметь контрольные идентификационные знаки (RFID-метки) и не может быть законно вовлечено в торговый оборот, если они отсутствуют. С 12 августа 2016 г. наличие маркировки меховых изделий стало обязательным на всей территории ЕАЭС, а приобретение, хранение, транспортировка и продажа немаркированных изделий запрещены. За продажу и нарушение маркировки предусмотрена административная и уголовная ответственность вплоть до 6 лет лишения свободы. До введения этих мер доля «серых» меховых изделий на российском рынке, по оценкам экспертов, составляла до 75-80%, что не только создавало угрозу здоровью покупателей, но и вело к недополучению государством налогов от продажи этих изделий. Не секрет, что большая часть контрабанды меховых изделий поступает из Китая, и с отменой таможенного контроля на внутренних границах ЕАЭС маркировка товаров стала крайне актуальной.
К числу наиболее чувствительных для всех стран ЕАЭС вопросов относится создание общих рынков нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии, на долю которых приходится до 30% общесоюзного товарооборота. Об этом вновь шел откровенный разговор на состоявшемся 14 апреля в Бишкеке заседании Высшего Евразийского экономического совета. Все участники объединения, кроме Казахстана, критически зависят от поступающих из России нефтегазовых ресурсов и крайне заинтересованы в том, чтобы поставлялись они беспошлинно и по внутрироссийским ценам. Но Россия и Казахстан, которым доходы от экспорта углеводородов формируют львиную долю доходов бюджета, идти на такой шаг не спешат. Всего в согласованном списке препятствий в сфере энергетики насчитывается 11 пунктов, 2 из которых относятся к изъятиям и еще 9 – к ограничениям. Но устранены они будут не скоро. Так, к 2019 г. планируется создать общий рынок электроэнергии, а к 2025 г. – общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа. До этого между союзными государствами будут действовать двухсторонние соглашения на поставку нефтегазовых ресурсов, такие, например, как заключенное недавно между Россией и Белоруссией соглашение о поставках российской нефти и погашении задолженности за ранее поставленный Минску российский газ.
Наличие ограничений в сфере транспорта нередко связано с нежеланием партнеров России по ЕАЭС идти на уступки. «…В плане евразийской интеграции есть проблема с перевозчиками – и с казахстанскими, и с белорусскими, – завил в интервью «Ленте.ру» замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. – Они все требуют доступа к транспортным сетям на территории России, причем не в формате Брест–Москва, а, допустим, в формате Москва–Нижний Новгород или Саратов–Владивосток. Наше Министерство транспорта говорит «хорошо, но открывайте свое», а они «нет». Если, к примеру, Россия даст доступ к авиатранспортным услугам на территории России, то открывайте свое «небо», чтобы российские авиакомпании могли чартером летать в белорусские города, – они опять «нет». По словам А.Суздальцева, партнеры по ЕЭАС требуют от России просто односторонних уступок, но сами на аналогичные уступки часто идти не хотят.
С целью минимизации существующих препятствий и предотвращения возникновения новых в будущем ЕЭК намерена сосредоточиться на гармонизации и унификации союзного законодательства. Для этого планируется утвердить порядок ведения электронного реестра, что позволит оперативно формировать актуальный перечень ограничений. Устраняться они будут при помощи дорожных карт, разработка которых предусмотрена распоряжением Совета ЕЭК от 18 октября прошлого года.
В целом же «Белая книга», безусловно, представляет собой большой шаг вперед, благодаря которому государства ЕАЭС смогли не только впервые получить общую картину существующих торговых ограничений и выработать принципы их устранения, но и наметить способы решения конфликтных ситуаций в этой сфере.
Ритм Евразии. 18.04.2017