Молдавские силовики на границе с Украиной. Приднестровье берут в кольцо?
Андрей Моспанов
Осенью нынешнего года Молдова и Украина планируют ввести систему совместного таможенно-пограничного контроля на всем участке приднестровско-украинской границы. Для этого будут созданы 13 совместных постов. Сначала Украина впустит молдавских силовиков на международные пункты пропуска, затем они появятся и на 8 межгосударственных пунктах.
«Пробным камнем» станет международный пункт пропуска «Кучурган–Первомайск», где совместный контроль должен заработать уже в конце мая.
История берет свое начало еще в ноябре 2015 года, когда Кишинев и Киев подписали протокол между пограничными и таможенными органами по организации совместного контроля на ККП «Кучурган–Первомайск». Второе дыхание этот вопрос получил 13 февраля нынешнего года, после того как премьер-министры Молдовы и Украины Павел Филип и Владимир Гройсман согласовали дорожную карту развития сотрудничества между двумя странами. Одним из пунктов там как раз значилась организация совместного таможенно-пограничного контроля.
С этого момента события начали развиваться быстро, и в результате сегодня Молдова и Украина близки к тому, чтобы начать запуск системы совместного контроля. Проект финансово поддерживает Европейский союз.
У Приднестровья планы Кишинева и Киева вызывают естественные опасения. Прежде всего, стоит сказать, что сам процесс организации совместного контроля идет без всяких консультаций с Тирасполем. Хотя понятно, что интересы ПМР тут будут затронуты напрямую.
Приднестровье считает, что вопрос с созданием молдавско-украинских постов нужно обсудить в международном переговорном формате «5+2». Однако такой призыв сегодня поддерживает только Россия. Молдова, Украина, а также представители ОБСЕ заявляют, что совместный контроль – это предмет исключительно двусторонних отношений Киева и Кишинева, к переговорам по молдавско-приднестровскому урегулированию касательства не имеющий. Мягко говоря, странная позиция.
В середине апреля внешнеполитическое ведомство Приднестровья пригласило представителей 23 аккредитованных в РМ дипмиссий приехать в Тирасполь и обсудить ситуацию, связанную с планами Молдовы и Украины. Откликнулось опять же только посольство России.
27 апреля заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин встретился в Москве с президентом ПМР Вадимом Красносельским. Как говорится на сайте МИД РФ, «речь шла и о возможных серьезных последствиях установления совместного таможенно-пограничного молдавско-украинского контроля в пункте пропуска «Первомайск–Кучурган». «Было отмечено, что, несмотря на конструктивную тональность прошедших в январе и марте встреч В.Красносельского и президента Молдавии И.Додона, реальная ситуация вокруг Приднестровья не улучшается, а «благие намерения» молдавской стороны пока не подкрепляются практическими шагами», подчеркивается в сообщении МИД России.
***
Чем может грозить ПМР появление таможенников и пограничников Молдавии на украинской территории? В самом факте того, что республика фактически берется в кольцо молдавскими силовиками, вряд ли может быть что-то хорошее. Учитывая то, что конфликт между Приднестровьем и Молдовой не урегулирован и процесс урегулирования движется с трудом, молдавско-украинский контроль может стать попросту средством давления на Тирасполь.
МИД ПМР и местные эксперты выделяют три группы потенциальных рисков, связанных с планами РМ и Украины. В первую очередь это угрозы безопасности. Молдавские силовики появятся на территории, которая не входит в зону ответственности Совместных миротворческих сил, поддерживающих мир в регионе. Это значит, что гипотетически возможно обострение ситуации с участием силовых структур.
Вторая группа рисков – различные ограничения, которые могут повлиять на свободу передвижения жителей Приднестровья. Молдавско-украинский пограничный контроль одновременно будет и миграционным. И не исключено, например, что те, кто будут ехать из ПМР через пункт «Первомайск–Кучурган», столкнутся примерно с такими же трудностями и препонами, какие сегодня существуют для приднестровцев в Кишиневском аэропорту.
Нельзя забывать и о политически мотивированных уголовных делах, по которым в Молдове проходят около 200 человек из Приднестровья. Их на совместных молдавско-украинских постах могут попросту задержать.
По мнению экспертов, вполне вероятно, что с появлением молдавских силовиков могут возникнуть сложности и с пропуском через пункт «Первомайск–Кучурган» автотранспорта, зарегистрированного в ПМР.
***
Третья, самая большая группа рисков – это риски в области экономики, прежде всего по ввозу товаров в ПМР. На пункт пропуска «Первомайск–Кучурган» приходится, по статистике, около 75% приднестровского импорта (если брать цифры без учета импортируемого российского природного газа).
Опасения Тирасполя здесь связаны с несколькими факторами. Во-первых, если будут созданы совместные молдавско-украинские посты, то таможенный контроль станет тройным. Дополнительные транспортные расходы приднестровских компаний из-за этого, по словам специалистов, составят от 1,5 до 3 миллионов долларов. Потери от оплаты услуг молдавских брокерских компаний могут достичь 1,7 миллиона долларов в год. Еще около 350 тысяч долларов ежегодно придется заплатить за получение молдавских лицензий на импорт.
2,5 миллиона долларов Приднестровье может потерять, если через пункт «Первомайск–Кучурган» молдавскими таможенниками будет запрещен импорт фитосанитарных и ветеринарных грузов, то есть отдельных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья. А если он будет разрешен, то за ветеринарные и фитосанитарные сертификаты Молдовы нужно будет заплатить более 1 миллиона долларов.
Еще один момент: в Молдове и ПМР довольно существенно разнится законодательство в том, что касается внешнеэкономической деятельности физических лиц. В Приднестровье, например, разрешено без декларации ввозить товары на сумму до 1 тысячи долларов, в РМ этот «потолок» ограничен 300 евро.
Может возникнуть следующая ситуация: для того чтобы получить на украинской границе «добро» молдавских таможенников, приднестровский индивидуальный предприниматель должен будет регистрироваться и в Молдове. А для этого нужно иметь молдавское гражданство и медицинскую страховку в РМ.
По статистике, в Приднестровье внешнеэкономической деятельностью (преимущественно импортом) так или иначе занимаются около 15-20 тысяч индивидуальных предпринимателей. Если они столкнутся с запретами и вынуждены будут прекратить работу, то госбюджет ПМР может потерять около 7 миллионов долларов налоговых поступлений. Не говоря уже о том, что под вопросом окажется социальное положение самих предпринимателей.
Приднестровские власти уже, как известно, назвали общую цифру возможного ущерба от появления совместных молдавско-украинских таможенно-пограничных постов – 38,5 миллиона долларов в год.
***
Возможно, эти страхи (или по крайней мере большинство из них) преувеличены. Президент Молдовы Игорь Додон в беседах с российскими дипломатами, например, обещает, что молдавско-украинский контроль на границе никак на экономике Приднестровья не скажется. Однако ни он, ни молдавское правительство подробно не объясняют, как именно будут действовать совместные посты на приднестровском участке украинской границы. А между тем здесь тот случай, когда дьявол может скрываться в деталях.
Нет ответов и на другие вопросы. Например, зачем нужен еще один контроль, если он потенциально только усложнит пересечение границы? Или почему и Молдова, и Украина упорно отказываются обсуждать этот вопрос и с самим Приднестровьем, и в формате «5+2»?
В конце марта в радиоэфире «Спутник-Молдова» представитель молдавской таможенной службы Владислав Швец заявил, что «совместный контроль позволит существенно минимизировать факты контрабанды». Однако с 2005 года на приднестровско-украинской границе работает миссия ЕС по приграничной помощи (EUBAM), и она, насколько можно понять, случаев контрабанды не отмечает.
Все это и заставляет задуматься, чего же больше в проектах Кишинева и Киева: желания бороться с нарушениями на границе или же стремления навязать ПМР какие-то невыгодные ей политические условия?
Ритм Евразии. 30.04.2017