Крепкий рубль подкосил импортозамещение
Ольга Соловьева
По итогам первого квартала Россия заметно нарастила импорт товаров из стран дальнего зарубежья. Об этом сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС). За январь–март прирост ввоза товаров из-за рубежа в стоимостном выражении составил больше 20%. Причем Россия нарастила импорт почти по всем позициям – от ботинок до лодок и молочных продуктов. Такой прирост эксперты объясняют продолжающимся укреплением рубля. Однако крепкий рубль сводит на нет потенциал импортозамещения в России.
Так, в январе–марте 2017 года импорт товаров вырос на 23,2% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, составив 39,92 млрд долл. В марте 2017 года стоимостной объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья составил 15,6 млрд долл., увеличившись в годовом выражении на 18%.
Наибольший прирост показал ввоз товаров химической промышленности, импорт которых в годовом выражении увеличился на 21,7%. Значительный прирост отмечен при закупках фармацевтической продукции: в марте их импорт подскочил сразу на 40% и достиг 980 млн долл. На треть увеличились за тот же период поставки парфюмерно-косметических товаров. Их ввезено в страну на сумму 255 млн долл. На 14% в годовом выражении вырос импорт полимеров и каучука.
Заметно «подросли» и поставки продукции зарубежной легкой промышленности. Более чем на 70% вырос импорт трикотажного полотна, почти на треть – поставки одежды и более чем на 20% – импортной обуви.
Импорт машиностроительной продукции в годовом выражении увеличился на 19%, составив 7,5 млрд долл. При этом в марте в четыре раза вырос импорт судов и плавучих средств. На 50% увеличились поставки наземного транспорта, на треть – механического транспорта. Вместе с тем за тот же период на 75% «провалился» импорт летательных аппаратов.
В ближайшее время стоит ожидать нового прироста импорта оборудования в РФ. Накануне было опубликовано постановление правительства, расширяющее перечень технологического оборудования, импорт которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (НДС). В частности, от уплаты освобождаются оборудование комплектной установки пиролиза, установки по производству метанола и линейного полиэтилена, линии по изготовлению трехмерных керамических многослойных модулей. Ожидается, что освобождение от НДС этого оборудования станет стимулом для технологической модернизации и создания новых производств.
Прирост импорта продовольственных товаров оказался самым скромным – всего на 9%, сообщают в ФТС. Правда, по отдельным позициям наблюдается взрывной рост импорта. Так, поставки рыбного филе увеличились на 50%, мяса птицы – на 40%, говядины – на 36%, свинины – на 22%. Ввоз молочных продуктов поднялся на 34%. Вместе с тем сократился импорт сахара (–38%) и табака (–17%).
Столь существенный рост импорта дает повод задуматься об исчерпании потенциала импортозамещения. На это, в частности, указывают в своем обзоре аналитики Sberbank CIB. «Положительное сальдо счета текущих операций России в I квартале 2017 года составило 22,8 млрд долл. против 12,9 млрд долл. за аналогичный период годом ранее», – говорят эксперты, объясняя такую динамику ростом цен на нефть. «Экспорт в первом квартале вырос на 35,9% – до 82,1 млрд долл. В то же время импорт товаров увеличился на 24,9% – до 47,6 млрд долл.», – продолжают они. Рост импорта вопреки вялому локальному спросу подтверждает, что потенциал импортозамещения исчез из-за укрепления рубля, резюмируют аналитики.
Заметим, крепкий рубль беспокоит и российских чиновников. Так, глава Минсельхоза Александр Ткачев назвал укрепление рубля «не катастрофой, но ударом по нашей отечественной экономике». По словам министра, укрепление российской валюты представляет собой «серьезный минус» не только для сельского хозяйства, но и для промышленности, для многих других секторов экономики.
Разработчик президентской программы глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин более оптимистичен. По его оценкам, возможности для импортозамещения в России исчерпаются лишь к 2020 году. «К 2020 году девальвационный эффект для нашей экономики в основном нивелируется. То есть мы на импортозамещении сейчас еще можем зарабатывать, исходя из значения курса», – уверен Кудрин, полагая, что постепенно этот фактор будет иссякать.
«Укрепление курса рубля по отношению к доллару и евро негативно сказывается на бизнесе. Однако сложно утверждать, что волна импортозамещения исчерпана», – спорит аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Как минимум импортозамещение не прекратится в оборонной области, которая, кстати, является основным производителем инноваций в России. «В этой сфере изменение курса рубля не является ключевым фактором», – продолжает эксперт.
Иная ситуация в сегменте товаров массового производства. «С одной стороны, укрепление рубля повышает конкуренцию на национальном рынке, но с другой – дает шанс отечественным компаниям обновить основные фонды, чтобы повысить конкуренцию за счет снижения себестоимости», – указывает Капустянский. Тем не менее в случае дальнейшего снижения рубля конкуренция со стороны импортных компаний на рынках будет расти, резюмирует он.
«По большому счету импортозамещение себя исчерпало уже сейчас. Оно было актуально в 2015 году, когда на первых волнах девальвации российской валюты курсовая разница привела к удорожанию импортируемых товаров на 40–60%, при этом стоимость продукции отечественных производителей выросла тогда менее существенно. Однако впоследствии стоимость продукции отечественных предприятий существенно выросла. Таким образом, к началу 2017 года конкурентное ценовое преимущество оказалось по большей части нивелированным, то есть импорт и отечественная продукция по цене для конечного потребителя сравнялись», – сообщает руководитель отдела продаж компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
Не слишком оправдала себя и сама политика имортозамещения. «Единственная ниша, в которой мы могли если не конкурировать с Западом, то по крайней мере попытаться удовлетворить внутренний спрос, сельское хозяйство. Но и там добиться больших успехов не получилось – бюджетные деньги достались в основном крупным агрохолдингам, которые потратили их не слишком эффективно. Вдобавок были разорены сотни фермерских хозяйств, которые не выдержали с ними конкуренции», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. «Импортозамещение во многом свелось просто к занятию освободившихся ниш», – соглашается ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. Импортозамещение должно базироваться на принципиальном обновлении производственной базы, внутренних технологий. «А девальвация рубля могла бы дать этому стимул. Но данных процессов не происходит», – резюмирует эксперт.
Независимая газета. 13.04.2017