Грузия больше всего опасается России

Юрий Рокс

Международный республиканский институт (IRI) обнародовал результаты социологического опроса, проведенного по всей Грузии. Респондентам были заданы десятки вопросов, касающиеся всех направлений жизнедеятельности государства. Некоторые результаты, которые IRI обрабатывал почти месяц, могут показаться парадоксальными. Например, более половины опрошенных считают необходимым улучшить отношения с Россией и столько же именно Россию считают главной угрозой Грузии.

На самом деле противоречия в этом нет. Считая Россию недругом, понимая опасность такого положения и уязвимость Грузии, большая часть респондентов закономерно считает, что нивелировать потенциальную угрозу следует путем улучшения отношений. 76% опрошенных отношения с Москвой назвали плохими. 11% дали противоположную оценку, и примерно столько же респондентов затруднились охарактеризовать состояние грузино-российских отношений.

Более половины опрошенных заявили, что властям необходимо поддерживать диалог с Москвой. 10% выступили против любых контактов с Россией, считая, что ничего хорошего Грузии они не приносили, не приносят и не принесут. И чуть большее количество респондентов (около 16%) назвало Россию важным политическим партнером. На первом же месте по этому критерию сегодня в Грузии – Евросоюз. Так считает 42% респондентов.

Старый Свет в вопросе актуальности связей, кажется, впервые обошел главного покровителя Тбилиси на международной арене – США, отставшего на 9%. Смена приоритета грузинского общества объясняется недавней либерализацией визового режима с ЕС, в то время как за океан гражданам Грузии попасть по-прежнему затруднительно. В числе важных партнеров опрошенные в порядке убывания назвали также Украину, Азербайджан, Турцию, Армению и Иран.

Если выбор соседних стран понятен и закономерен, то столь высокое место, отведенное Украине, вызывает некоторое удивление. Времена, когда президенты ездили в гости друг к другу на уик-энд и крестили детей, ушли вместе с Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили. Какими-то особыми экономическими связями страны похвастать не могут. А активность находящегося в Украине бывшего грузинского лидера против нынешних властей страны обернулась похолоданием между Тбилиси и Киевом, который не только не депортировал на родину объявленного в розыск Саакашвили, но и возвысил его назначением на губернаторский пост. Причину популярности Украины, похоже, надо искать в схожести отношений к Москве Киева и Тбилиси, наличием заметных диаспор: грузинской – в Украине, и украинской – в Грузии. А также одинаковым прозападным вектором и схожими территориальными проблемами.

Минимальное количество опрошенных, наоборот, именно в Западе видит основную угрозу для Грузии и крайне недовольно продолжающимся сближением Тбилиси с европейскими и американскими структурами. Самое же острое недовольство жителей (около 70%) вызывает деятельность политических партий и Национального банка. Достаточно критическое отношение в обществе к работе парламента и правительства (по 58%), органов местной власти, судов, прокуратуры (51–54%).

Позитивно оценили респонденты деятельность Грузинской православной церкви (88%), армии (86%), СМИ (74%), полиции (59%), президента (51%) – резонансные скандалы, в которые вовлечены эти институты или их представители, похоже, никак не отразились на общественном отношении к ним.

Отдельно выделенные вопросы IRI посвятил НАТО и безвизовому режиму Грузии со странами шенгенской зоны. Самое удивительное то, что, несмотря на широчайшую информационную кампанию, трехдневные массовые гулянья и торжественные мероприятия в честь либерализации визового режима, 2% опрошенных все-таки представления не имели о произошедшем, а 1% не смог ответить, что это такое в целом.

С НАТО менее однозначная картина. Количество сторонников вступления Грузии в альянс в сравнении с периодом 10–15-летней давности уменьшилось. Если данные опросов, проводившихся в то время, свидетельствовали о том, что подавляющее большинство населения считает интеграцию в НАТО необходимым или чуть ли не единственным спасительным для Грузии шагом, то сегодня лишь 56% респондентов оказались твердыми сторонниками вступления в альянс, 26% положительно, но с оговорками, оценивают эту перспективу и около 15% выступают против членства в НАТО. При этом 14% высказали убежденность в том, что Грузию никогда не примут в альянс, а 42% не уверены, что страна когда-нибудь войдет в этот военно-политический блок. Остальные 44% в данном вопросе сохраняют более оптимистичный настрой.

Согласно справке, представленной IRI, в опросе в виде прямого интервью участвовал 1501 человек с избирательным правом голоса. Предел погрешности определен в 2,5%. Грузинское экспертное сообщество довольно сдержанно оценило данные опроса. Некоторые его представители призвали не относиться к обнародованным результатам слишком уж доверительно, поскольку ответы респондентов, которые сами по себе безусловно субъективны, зависят еще и от массы нюансов. Хотя некоторые данные скорее всего абсолютны. Например, визовая либерализация с ЕС не могла не порадовать даже самых пророссийски настроенных жителей страны – в поездках в Европу по облегченным правилам выискать какой-то негатив трудно в любом случае.

Независимая газета. 06.04.2017

Читайте также: