Фонд развития создали, но до самого развития еще далековато
Ринат Файзулин
После визитов в Киргизию президента России Владимира Путина и главы российского правительства Дмитрия Медведева (он участвовал в работе Межправительственного совета ЕАЭС) эксперты подвели итоги. Хотя они и пытались представить ситуацию не совсем, скажем так, проблемной, утешительными некоторые выводы не назовешь.
В Бишкеке прошел круглый стол на тему «Новые ориентиры евразийской интеграции Кыргызстана в контексте итогов визита президента России и заседания межправительственного совета стран ЕАЭС», организованный Клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир».
Эксперты в целом позитивно оценили развитие межгосударственных отношений Киргизии в рамках ЕАЭС. Например, депутат Бахадыр Сулайманов назвал знаковыми визиты российских лидеров и отметил роль РФ в интеграционных процессах: «Россия была и остается надежным стратегическим партнером Кыргызстана. У нас появились новые ориентиры в интеграции, которые будут проработаны на всех уровнях. Намечен вектор дальнейшего сотрудничества стран Центральной Азии и России. На заседаниях был отмечен и вопрос технического взаимодействия. Отмечу, что Россия дополнительно выделит 200 миллионов долларов для укрепления и улучшения ветеринарного и фитосанитарного контроля на границе. Это – помимо основной помощи экономике Кыргызстана».
Бахадыр Сулайманов
Вспомнили участники круглого стола и о резонансе Межправительственного совета стран-участниц Евразийского экономического союза, состоявшегося 7 марта в Бишкеке, в контексте обсуждения технических регламентов, состояния транспортной инфраструктуры, а также сельскохозяйственного импортозамещения на территории интеграционного проекта. Участники круглого стола задались вопросом, насколько готов Кыргызстан к решению тех задач, которые были озвучены в ходе Межправсовета?
В принципе ответ на это вопрос звучит пока отрицательно. Бишкек так и не смог за полтора года пребывания в ЕАЭС наладить работу таможенных, ветеринарных и других контрольных служб, без чего киргизским предпринимателям невозможно начать поставки своей продукции на рынки ЕАЭС. Проблема решается, но очень уж медленно. По этой причине, в частности, Казахстан сохранил на своей границе с Киргизией ветеринарный контроль.
Выше уже говорилось о 200 млн долларов помощи на усиление контроля на границе за экспортируемой продукцией. Вдобавок 17 марта Министерство экономики сообщило, что Казахстан выделит Киргизии еще 41 млн долларов технической помощи для оснащения лабораторий по программе вступления КР в ЕАЭС. Изначальная сумма составляла всего 7,5 млн, но во время недавнего заседания в Москве Совета Евразийской экономической комиссии был подписан протокол между правительствами Киргизии и Казахстана «о внесении изменений в протоколы о порядке предоставления помощи и контроля над ее использованием и о техническом содействии». До этого в декабре прошлого года две страны договорились о наращивании экономического сотрудничества. Астана обязалась финансировать «часть мероприятий дорожной карты по присоединению» Киргизии к ЕАЭС. В частности, речь идет об обустройстве и техническом оснащении объектов таможенной инфраструктуры, модернизации испытательных лабораторий и других мероприятиях. То есть всего Киргизия получит на оборудование лабораторий и иные сопровождающие затраты 241 млн долларов.
Когда Россия, после того как турецкие военные сбили российский самолет в Сирии, ввела санкции на поставки турецких овощей и фруктов, а также в ответ на европейские санкции ввела ответные, в Киргизии заговорили о том, что республика должна воспользоваться моментом и занять освободившиеся ниши на российском рынке сельскохозяйственных товаров. Однако активность товаропроизводителей и поставщиков осталась практически на прежнем уровне, никакого скачка не произошло, разговоров было больше, чем реальных действий.
На прошлой неделе вопрос турецких поставок сельскохозяйственной продукции обострился вновь. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что турки пытаются оказать давление, чтобы добиться благоприятного режима для экспорта своих овощей и фруктов на российские рынки. Он пообещал, что замена турецкой продукции найдется быстро.
Казалось бы, вот еще один шанс для киргизских поставщиков. Но пока будут отстроены и оборудованы все лаборатории на выделенные Казахстаном и Россией деньги, пройдет много времени, а освободившиеся ниши на российском рынке сельхозпродукции заполнят производители из других стран.
По идее, учитывая тот факт, что Киргизия является аграрной страной, именно этот сектор экономики, наряду с электроэнергетикой, мог бы дать резкий толчок развитию экономики страны. Этому мог бы помочь льготными кредитами для производителей Киргизско-российский фонд развития (КРФР) с уставным капиталом в 500 млн долларов. Однако активность предпринимателей оказалась не настолько большой, чтобы говорить о существенном влиянии фонда на повышение активности частного бизнеса. Причина тому – превалирование в Киргизии торгового капитала, организация производства в республике намного более рискованна, нежели торговля, точнее, перепродажа китайских товаров.
Во время своего выступления на круглом столе известный в стране экономист Жумакадыр Акинеев предложил как вариант выход из сложившейся ситуации. «Необходимо ускорить создание межрегиональных проектов с отдельными регионами России с целью усиления экономических и культурных связей, что автоматически скажется на развитии и укреплении связей между Россией и Кыргызской Республикой. Активно создавать совместные предприятия по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции для Сибири и северных районов России. Использовать Кыргызскую Республику как плацдарм для экспорта совместно созданной продукции на рынки стран ЕС, КНР, Турции, Ирана, Республики Корея и других стран».
Жумакадыр Акинеев
Однако для реализации этой идеи сама киргизская сторона должна активно искать партнеров в российских регионах, предлагать условия, максимально им выгодные, что требует совершенствования законодательства республики в части обложения налогами, вернее, предоставления налоговых льгот для инвесторов в таких проблемных отраслях, как производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка. То есть сделать Киргизию максимально привлекательной для вложения капитала для тех же, к примеру, сибирских бизнесменов, о чем сказал Ж.Акинеев.
В связи с этим бишкекский политолог сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков напомнил, что еще в марте прошлого года клуб проводил в городе Оше круглый стол «Перспективы развития экспорта сельхозпродукции в страны ЕАЭС из южных регионов Кыргызстана», в ходе которого представители бизнес-сообщества Ошской области предложили открыть филиал Кыргызско-российского фонда развития на юге страны. Выгода очевидна – сделать более удобной и доступной процедуру получения средств, которые требуются для фермеров Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областей.
И вот теперь, спустя год, можно сказать, что такого филиала так и не появилось. «Чиновникам КРФР надо наконец понять, – заявил И.Шестаков, – что этот стратегический фонд создавался не ради их благополучной жизни, а именно для поддержки тех, кто реализует задачи по реальному наполнению кыргызско-российского торгово-экономического сотрудничества и наращивания экспортного потенциала КР в ЕАЭС. То же самое касается и Министерства сельского хозяйства республики, выступающее в роли наблюдателя за многими проблемами, которые сегодня испытывают представители агрокомплекса Кыргызстана».
Игорь Шестаков
Можно утверждать, что российская сторона, как и казахстанская, выполняет все взятые на себя обязательства перед киргизскими партнерами, от которых зависит успех начатого дела. Однако делу мешает внутриполитическая ситуация: президентские выборы, которые состоятся в ноябре, практически сводят на нет работу правительства, так как министры, другие высшие чиновники ощущают себя «хромыми утками». Соответственно, и их рабочая активность, в том числе по проблемам ЕАЭС, резко упала. Не получится ли так, что ждать прорыва на евразийском направлении придется как минимум до конца года?
_________________________
Фото http://pikir-klub.kg
Ритм Евразии. 01.04.2017