Евразийский союз пересчитал барьеры
Татьяна Едовина, Олег Сапожков
ЕЭК свела в единый перечень препятствия для формирования единых рынков Евразийского союза. В списке 60 позиций, но прямо нарушающими нормы союза признаны всего девять барьеров — например, ограничение доступа к госзакупкам компаниям из стран союза. Страны ЕАЭС уже готовят изменения в национальные законы для снятия выявленных ограничений. В 2016 году чаще других это делала Россия — впрочем, она же и создает большее число препятствий на пути ЕАЭС к общим рынкам.
ЕЭК подготовила "белую книгу" препятствий для формирования единого рынка в ЕАЭС. Она оформлена как доклад "Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза". В перечень препятствий вошли только меры, вред которых для общих рынков признали все страны союза (документ есть у "Ъ"). Его согласованием занимались министр ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации и ИКТ (этот пост возник в 2016 году, его занимает представитель Армении Карине Минасян) и профильный департамент функционирования внутренних рынков.
Все препятствия на пути к общему рынку (в перечне их 60) разделены на барьеры (нарушающие нормы ЕАЭС, их 9), изъятия (узаконенные отступления от общих правил, их 17) и ограничения (препятствия, существующие из-за отсутствия общей нормативной базы, их 34). На каждую страну приходится более 40 препятствий для создания общих рынков (у РФ их 49, у Казахстана — 45, у Белоруссии — 44). Максимум выгоды в отношении к ВВП от их снятия получат Белоруссия (плюс 2,8% ВВП) и Казахстан (плюс 0,7% ВВП), для РФ прирост составит 0,2% ВВП, подсчитали в Центре интеграционных исследований ЕАБР. Сейчас на торговлю между странами приходится 14,2% от общего объема торговли ЕАЭС (13,6% в 2015 году).
"Барьеры будут устраняться в рамках реализации полномочий ЕЭК по мониторингу и контролю соблюдения права союза и решений комиссии, — пояснила "Ъ" Карине Минасян.— Механизмом сокращения изъятий и ограничений должно стать формирование "дорожных карт", где будут прописаны точные сроки устранения конкретных изъятий и ограничений каждой страной союза". Пока, по словам министра, готовится единая карта — она должна быть представлена на утверждение премьер-министрам стран ЕАЭС весной-летом этого года.
Россия использует шесть из девяти перечисленных в "белой книге" барьеров. Некоторые из них применяются несколькими странами как ограничение доступа к госзакупкам из-за отсутствия взаимного признания электронной цифровой подписи. Также РФ ограничивает доступ к госзакупкам программного обеспечения. Армения не публикует информацию о госзакупках на русском языке в достаточном объеме, Белоруссия не применяет пониженную ставку НДС для ряда ввозных сельхозтоваров (для них действует ставка в 20%), а Казахстан взимает рентный налог при вывозе угля.
В «Белую книгу» ЕАЭС входят только меры, вред которых для общих рынков признают все страны союза. На деле таких препятствий больше
При этом "в список попали только те барьеры, которые стороны признали, и по ним зачастую уже подготовлены проекты изменений, но на практике барьеров больше", говорит собеседник "Ъ" в ЕЭК. По его словам, "процесс согласований шел с боем, но после принятия решения коллегии стороны действительно, как правило, устраняют барьеры". При этом, по словам Карине Минасян, ежемесячно от бизнеса поступает около 20 новых обращений — по таможне, налогам, техническому регулированию, фитосанитарному и ветеринарному контролю.
В 2016 году несколько барьеров уже было снято, в основном российской стороной, как в области доступа к госзакупкам РФ для нужд гособоронзаказа. Также РФ обеспечила доступ работникам из ЕАЭС к медпомощи наравне с гражданами (приказ Минздрава вступил в силу 2 января 2017 года), а Казахстан ликвидировал фитосанитарный контроль на границе с Киргизией.
В списке изъятий остаются особые меры поддержки автопрома: в РФ и Белоруссии действуют изъятия в тарифном регулировании (в РФ и Казахстане действуют и утилизационные сборы, которые компенсируют национальным производителям, но этих препятствий в перечне нет). Также за РФ закреплено исключительное право экспорта газа в страны союза, а за Белоруссией — экспорт калийных удобрений. В качестве изъятий обозначены и ссылки на национальное законодательство в техрегламентах союза — из-за этого требования в отдельных странах различаются; не распространяются общие нормы и на целые блоки транспортного регулирования. Однако и этот блок перечня постепенно сокращается. Так, по данным "Ъ", РФ готовит процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской и Магаданской особых экономических зонах для товаров союза. Ее отсутствием был недоволен Минск. Это стало аргументом для отсрочки принятия нового таможенного кодекса ЕАЭС.
Больше же всего в перечне ограничений, их сложнее и устранять: на новое регулирование должны согласиться все страны. Так, не решен вопрос уплаты вывозных пошлин (в основном на сырье) при экспорте из других стран союза — многостороннее соглашение в этой области, по данным "Ъ", только готовится. Нет и единой системы контроля за соблюдением техрегламентов и национальных и международных стандартов, если к ним присоединились не все страны ЕАЭС. В агросекторе нет единых правил лабораторных исследований при ветконтроле (из-за этого, в частности, разгорелся спор между РФ и Белоруссией о доле сухого молока в молочной продукции). Еще 11 ограничений действуют в энергетике (нет общих рынков и доступа к транспортным системам). Впрочем, уже в апреле может быть введена единая методология расчета разрешенной господдержки в сельском хозяйстве — это снимет одно из ограничений.
Коммерсант. 03.04.2017