Энергетическая виселица для ЦА: США готовы затянуть кредитную петлю

Шаиста Джураева

Проект CASA-1000 должен завершиться к 2020 году. Но уже сейчас, на первых этапах реализации, дело застопорилось. Например, продлены сроки тендера на строительство ЛЭП в Таджикистане, Кыргызстане и Пакистане.

Эксперты полагают, что проект может быть и вовсе заморожен. «Новый президент США Дональд Трамп сокращает финансирование гуманитарных программ в регионе. Возможно, следующим шагом Вашингтона станет закрытие инвестиционных программ по линии международных финансовых институтов», – считает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.

Проект CASA-1000 (Central Asia – South Asia) предусматривает сооружение системы линий электропередач, соединяющей четыре страны – Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. Он предполагает передачу избытка электроэнергии из Центральной Азии в энергодефицитные страны Южной Азии.

Для реализации проекта необходимо построить: ЛЭП мощностью 500 кВ от подстанции «Датка» до Худжанта (477 км), конвертерную подстанцию пропускной способностью 1300 мВт в Сангтуде, высоковольтную ЛЭП постоянного тока протяженностью 750 км от Сангтуды до Кабула и Пешавара, конвертерную подстанцию пропускной способностью 300 мВт в Кабуле (обеспечивающую импорт и экспорт электроэнергии), конвертерную подстанцию пропускной способностью 1300 мВт в Пешаваре. Общая стоимость проекта оценивается более чем в 1 млрд долларов. На строительство инфраструктуры в Афганистане необходимо около 354 млн, а в Пакистане – около 209 млн.

Карта проекта CASA-1000

Проект финансируется несколькими структурами: Всемирным банком, Агентством международного развития США (USAID), Государственным департаментом США, Министерством международного сотрудничества Великобритании (DFID), Австралийским Агентством международного развития (AusAID), Исламским банком развития и другими.

Вопросы без ответов

Идея проекта обсуждается более 10 лет. На протяжении этого времени условия его реализации многократно пересматривались. Сейчас успех затеи не столь очевиден, а выгода для самих участников сомнительна. Вот лишь несколько из возможных причин.

Источники финансирования. Иностранные организации, готовые участвовать в проекте, являются не донорами, а кредиторами. То есть страны - участницы должны взять деньги в долг и построить соответствующую инфраструктуру. При критическом уровне госдолга Кыргызстана и удручающем положении экономики Таджикистана новые займы для этих стран могут обернуться серьезными проблемами уже в среднесрочной перспективе.

Стоимость строительства линии электропередач по территории Кыргызстана оценили в 209 млн долларов. Таджикистанская часть проекта обойдется в 314 млн долларов.

В СССР существовала единая электроэнергетическая система, которая позволяла перебрасывать энергию из одних регионов в другие. Таким образом обеспечивалась бесперебойная поставка энергии для производства и потребительских нужд в регионы с постоянным или сезонным энергодефицитом. В объединенную энергосистему Средней Азии были включены 83 электростанции Казахстана, Туркменистана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.

После распада Союза некоторые страны ЦА создавали собственные генерирующие мощности, чтобы в последующем выйти из энергокольца и тем самым обеспечить свою независимость от соседей. Менее благополучные в финансовом отношении республики продолжали пользоваться созданной структурой, «проедая» запас прочности и имеющийся профицит ресурса. При этом за годы независимости потребление электроэнергии росло, а показатели выработки падали.

Вопрос финансирования – не единственный спорный момент в амбициозном плане авторов проекта CASA-1000.

Отсутствие новых генерирующих мощностей. Пока страны с подачи спонсоров инициируют переговоры о сотрудничестве, остается нерешенным вопрос строительства ГЭС, с которых должна поступать «избыточная» энергия. Основные причины этого – отсутствие инвестиций и региональные противоречия. Бишкек не может найти деньги на проекты Верхненарынского каскада ГЭС и Камбар-Ату-1. Душанбе – в схожем положении с Рогунской ГЭС на реке Вахш.

Против строительства ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане активно выступают ближайшие соседи – Казахстан и Узбекистан. Проблема водопользования в условиях нехватки ресурса – одна из самых болезненных в Центральной Азии. Пока она далека от разрешения.

Обеспечение безопасности. Слабым звеном проекта в аспекте безопасности остается Афганистан. По мнению Н.Мендковича, ситуация в стране ухудшается. «Зона нестабильности, подконтрольная боевикам, увеличивается. Для США реализация проекта CASA-1000 – способ продемонстрировать свои успехи в зоне конфликта. Но пока не ясно, кто будет обеспечивать сохранность строящейся или имеющейся инфраструктуры», – поясняет аналитик.

Спорный экспортный потенциал. Для полноценного функционирования проекта необходимо преодолеть имеющийся дефицит электроэнергии и обеспечить стабильные поставки. На сегодняшний день это невозможно по нескольким причинам.

В первую очередь это сезонная нестабильность потребления электроэнергии. В холодное время года потребление растет, и Кыргызстан и Таджикистан вынуждены закупать ее у соседей. В летний период наблюдается незначительный излишек ресурса. Однако он настолько мал, что без дополнительных генерирующих мощностей экспорт в другие страны маловероятен. Это частично признают и эксперты проекта CASA-1000 из компании SNC-Lavalin International: «При отсутствии наращивания генерации и повышении внутренней потребности годовой избыток энергии для экспорта в Кыргызстане должен падать с 2150 ГВт в 2010 г. до менее 300 ГВт/час годового избытка энергии к 2035 году».

Прогнозы относительно экспортного потенциала Таджикистана тоже излишне оптимистичны. «Годовой избыток энергии для экспорта в Таджикистане должен падать с 3500 ГВт/час в начале горизонта исследования до более 500 ГВт/час электроэнергии в год к 2035 году», – отмечают те же эксперты.

Не сбросить со счетов и периоды маловодья, которые наступают каждые четыре-пять лет. Например, в Кыргызстане такой период начался в 2014 г.

Геополитические амбиции и региональное противостояние

В нынешнем виде проект CASA-1000 не повысит энергетический потенциал стран Центральной и Южной Азии. Это – дорогой и спорный с финансовой точки зрения инструмент реализации геополитических амбиций, избранный ушедшей недавно администрацией США в целях регионального противостояния с Россией и Китаем.

Сейчас Вашингтон сокращает финансовую подпитку Центральной Азии. Прямые конкуренты США, наоборот, наращивают свое влияние. Россия работает над экономической связкой постсоветской Центральной Азии через Евразийский экономический союз. А КНР активно лоббирует проект Экономического пояса Шелкового пути. В случае нахождения консенсуса между Москвой и Пекином прежнему положению США в регионе придет конец.

Вряд ли в Вашингтоне к этому относятся спокойно. Потому проект CASA-1000 откладывать в сторону там никто не торопится.

_______________________

Фото http://www.ca-portal.ru/article:27113

Ритм Евразии. 28.04.2017

Читайте также: