Создание газового рынка в Балтии обойдется, как минимум, в €1,5 млрд

Арнис Клуйнис

Создание рынка природного газа в Балтии будет стоить, по меньшей мере, полтора миллиарда евро, что в пересчете на каждого жителя трех стран составляет около 230 евро, пишет издание Neatkarigas Rita Avize, перевод статьи из которого приводит "Иносми".

До сих пор рынок природного газа в Балтии существовал только в том смысле, что дочерние компании российского газодобывающего концерна «Газпром» продавали полученный от материнской компании газ большим и малым потребителям по цене, согласованной с местными учреждениями управления. Элемент рынка в таких отношениях заключался в расчетах "Газпрома", который не требовал чрезмерно высокую цену за газ, которая могла бы вынудить клиентов использовать вместо него нефтепродукты, уголь, древесину и электричество, произведенное без использования природного газа.

Такие отношения были оформлены в середине 90-х годов прошлого века и не изменились в связи с вступлением государств Балтии в Европейский Союз. ЕС не требовал прекращения монопольного права "Газпрома" до истечения установленных в договорах сроков, но в то же время сочинил правила газового рынка на будущее, когда упомянутое монопольное право прекратится, и Балтия будет включена в общую европейскую сеть снабжения природным газом. ЕС согласился частично оплатить соединение магистральных газопроводов Балтии с европейской сетью.

Первое предложение ЕС было следующим — построить общий для Балтии терминал для сжиженного газа, о месте нахождения которого три страны региона спорили до тех пор, пока литовцы не создали свой терминал для приемки газа (заказали в Южной Корее судно, которое служит переходной емкостью между привозящими газ судами и газопроводом на берегу).

Теперь литовцы размышляют над тем, кто согласится покупать газ по цене, в которую включены, в том числе потраченные на оборудование терминала 700 миллионов долларов, а их необходимо вернуть в течение 10 лет. В результате литовцы уже вынуждены использовать газ, который подорожал примерно так же, как в Латвии электричество в связи с включением компонента обязательных закупок. Газовый рынок в Балтии, как считают литовцы, — это навязывание такой цены на газ потребителям Латвии и Эстонии.

Латвия старается не отставать от Литвы и подчеркивает, что Клайпедский терминал для сжиженного газа без соединения с Инчукалнским газохранилищем не способен играть значимую роль в газоснабжении Балтии. Приобретенный летом газ надо перекачивать из Литвы в Латвию, зимой — из Латвии в Литву, за что литовцы должны платить Латвии. В связи с осуществленным в прошлом году разделом компании Latvijas gāze на предприятия по торговле газом и его хранению подсчитано, что с 2003 года Latvijas gāze вложила непосредственно в Инчукалнс 120 миллионов евро, а в будущем в газохранилище необходимо инвестировать еще 190 миллионов. Литовцы и эстонцы любезно приглашаются принять участие в погашении этой суммы.

Эстония приложила большие усилия и достигла того, что тоже может выставить счет Латвии и Литве. Эстония добилась согласия ЕС на соединение с газопроводами Финляндии Baltic Connector. По дну Финского залива Балтийского моря будет проложен газопровод стоимостью в 250 миллионов евро, 187 миллионов из этой суммы предоставит ЕС.

Тем временем, Литва в формировании управления газом вышла на «второй круг» — с ЕС согласовано соединение между газопроводами Литвы и Польши, строительство которого будет стоить 558 миллионов евро (ЕС выделит 295 миллионов).

Возможно, останутся также магистральные газопроводы, проложенные из России, которых достаточно, чтобы обеспечить Балтию газом. В итоге в Балтии должен образоваться переизбыток газа, который все захотят продавать и в конечном счете станут отдавать чуть ли ни даром. Такой была задуманная цель. Однако вероятнее всего противоположный результат: газ подорожает, потому что в его цену будут включены все вышеупомянутые сооружения и другие затраты.

Потребителям придется содержать оптовых и розничных торговцев со всеми их расходами на то, что у них будет своя биржа и другие биржи, на то, что они будут заключать между собой договоры, создавать рекламу и т.д. Чем меньше потребителей останется для оплаты этой оборотливости, тем больше оставшиеся потребители во главе с финансируемыми из средств госбюджета учреждениями будут вынуждены платить за содержание почти пустых или совсем пустых газопроводов.

ИноСМИ. 09.03.2017

Читайте также: