Российский бизнес гонят из Украины
Ольга Соловьева
После «победы» над российскими банками украинские активисты начинают атаку на оставшийся в стране бизнес с российскими связями. Украинские националисты пикетируют кофейни, торговые комплексы и магазины одежды, которые они ассоциируют с Россией. Учитывая податливость киевской власти, можно ожидать полную стерилизацию украинской экономики от следов российского бизнеса и капитала.
Украинская националистическая организация «С14» объявила о блокаде российского бизнеса в Украине. Вслед за транспортной блокадой ДНР и ЛНР должна последовать «тотальная блокада российского бизнеса, а не только банков», объявили националисты. «В 2017 году в стране наконец состоялась общественная блокада торговли с оккупантами, которая заставила государство активнее действовать в этом направлении.
После долгой борьбы в тылу был уничтожен Сбербанк России. Обещают уйти из Украины и еще несколько других банков. Но без внимания остаются десятки других российских структур», – заявляют украинские активисты.
Протесты против работы российского бизнеса в Украине начались с пикетирования торгово-развлекательного центра (ТРЦ) «Район» в Киеве. По информации организаторов пикета, торговый комплекс, хотя и принадлежит компании Arricano, в настоящее время находится в залоге в российском банке «Санкт-Петербург», а значит все вырученные от его деятельности деньги поступают в РФ.
При этом участники пикетировали не один лишь ТРЦ «Район». Под удар активистов попали магазины Gloria Jeans и «Спортмастер». Их работа была заблокирована из-за связей с российским капиталом. Как сообщают украинские СМИ, более полусотни человек пришли с плакатами и листовками в магазин, призывая посетителей ТРЦ не покупать продукцию в российских сетях. «Взвешенно и спокойно, но настойчиво и решительно будем выбивать из Украины российский бизнес», – пообещали протестующие.
Выступление возле ТРЦ «Район» не единственное. На своей странице в Facebook активисты сообщают о проведении агитационных рейдов против ТРЦ «Оушен Плаза», севастопольской ювелирной лавки Violet, магазина обуви Carlo Pazolini. Жертвой украинских активистов стали также кофейни «Кофе-хауз» и рестораны Ogorod. На очереди у националистов компания «Мегаполис», которая якобы владеет фактически всем сигаретным рынком Незалежной.
Активисты в итоге призывают все «патриотические общественные организации присоединиться к их акции», а также призвали «украинскую власть к немедленному принятию мер по прекращению деятельности в Украине российского бизнеса». «Мы выгнали ЛУКОЙЛ, выгоняем российские банки, сможем избавить Украину от российского бизнеса», – подчеркнул координатор активистов Сергей Мазур.
Реакция официального Киева на действия активистов пока не последовала. Однако нельзя исключать тот факт, что украинские власти вполне могут пойти на поводу у протестующих. И предыдущая история с российскими банками это доказывает.
Напомним, ранее представители различных политических и общественных объединений Незалежной объявили «войну» дочерним отделениям российских банков в Украине, требуя отозвать у них лицензии и принять закон о запрете их работы в стране. Тогда систематическим нападениям со стороны активистов подвергались отделения Сбербанка, Проминвестбанка (99,7% акций принадлежит ВЭБу), ВТБ, БМ-банка и Альфа-банка. Украинские активисты блокировали вход в финучреждения, возводили у дверей баррикады, обливали краской окна и двери, призывая украинцев отказаться от услуг этих организаций. В итоге президент Украины Петр Порошенко фактически легализовал действия активистов: ввел на год санкции против пяти работающих в Украине «дочек» российских банков. Под ограничения, таким образом, подпали работающие в Украине «дочки» Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка (ВЭБ) (см. «НГ» от 23.03.17).
До этого подобным же образом Киев повел себя в ситуации с транспортной блокадой Донбасса. Объявленную ранее самостийную транспортную блокаду востока Украины впоследствии поддержал сам украинский президент. Хотя до этого сам же говорил о ее негативных экономических последствиях.
И если учесть, что власти Незалежной и ранее отступали под нажимом требований радикальных групп, то этого вполне можно ожидать и в случае с требованиями активистов вообще выгнать российский бизнес из Украины.
По мнению экспертов «НГ», Киев вполне может пойти на подобный шаг. «Если подобное решение будет принято, то особого удивления оно не вызовет. Антироссийская политика украинских властей уже давно осуществляется вне всякой связи с экономическими интересами страны. Надежды на торжество здравого смысла и соответственно на сохранение взаимовыгодных торгово-экономических связей остаются всегда, но пока никаких практических шагов, свидетельствующих о том, что эти надежды реальны, мы не видим», – указывает проректор Академии народного хозяйства и госслужбы Андрей Марголин.
Давление на российский бизнес, работающий на территории Украины, будет только усиливаться, предполагают эксперты. «Пример с «дочками» российских банков наглядно демонстрирует, насколько быстро может развиваться ситуация и насколько непредсказуемыми могут быть последствия», – обращает внимание аналитик «Альпари» Максим Романчук. По его словам, российский небанковский бизнес скорее всего будет выбран в качестве новой мишени.
«Для многих украинских «патриотов» достаточно сильными раздражителями являются компании, контролируемые российскими собственниками. Хотя формально владельцами бизнеса являются граждане Украины, Кипра, некоторых других европейских государств. Присутствие таких компаний в энергетическом секторе, рынке мобильной связи, табачной отрасли является довольно значительным. При этом применить режим санкций к таким организациям, равно как и устраивать вокруг них публичные акции достаточно проблематично, если не сказать невозможно», – говорит завкафедрой предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Плеханова Дмитрий Завьялов. Минимизировать прямое участие российских предпринимателей в экономике Украины могут только экономические меры, принимаемые на государственном уровне. «Например, полный запрет товаров российского производства или разрыв всех торговых связей между двумя странами», – продолжает эксперт, полагая, что вряд ли Киев пойдет на такие меры в ближайшее время. «Это не только затронет микроэкономические интересы отдельных украинских элит, но и может иметь макроэкономические последствия», – полагает экономист.
Ситуация с российским бизнесом на территории Украины отличается от положения с банковским сектором, считает ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. «Инвестиции из России в украинскую экономику в 2016 году составили 1,67 млрд долл., или 38% общего объема иностранных инвестиций, по данным Госстата Украины. Такая ситуация во многом связана с оставшимися с «довоенных» времен бизнес-связями между двумя странами», – указывает он. И так легко этот факт не смахнешь с доски, страна от этого сильно пострадает. «Закрытие популярных торговых сетей отразится на населении в условиях отсутствия адекватной замены. Сократятся и налоговые поступления, что крайне неприятно для дефицитного бюджета», – обращает внимание Гойхман.
К слову, сегодняшние манифестации украинских активистов – не первые ограничения российских товаров и брендов в Незалежной. Так, с января прошлого года Москва и Киев ввели взаимное эмбарго на ряд товаров. Россия тогда запретила ввозить из Украины соль, сыры, молочные товары, рыбные консервы и другую продовольственную продукцию. Украина в ответ ограничила ввоз жевательных резинок, шоколада, кофе, сигарет, пива, водки и некоторых других товаров российского производства.
В итоге Украина и сама довольно сильно страдает от ухудшения отношений двух стран. В частности, за последние пару лет серьезно снизились объемы взаимной торговли двух стран. Так, если еще четыре года назад Украина продавала в РФ продовольствия и сельхозпродукции на 2 млрд долл., то теперь лишь на 93 млн. Заметно «просели» поставки в РФ и украинского оборудования. Если в 2012-м страна продавала машин и оборудования на 7 млрд долл., то в 2016 году лишь на 1 млрд.
Снизились и поставки российской продукции в Незалежную. Так, если еще в 2012 году РФ поставляла в Незалежную минеральных удобрений на 18,4 млрд долл., то в 2016 году – только на 2 млрд долл. Чуть меньше снизились поставки российской химической продукции. В 2012-м страна получала такой продукции почти на 2,3 млрд долл., а теперь – только на 1,2 млрд долл. Снизились объемы поставок в Незалежную оборудования и металлов – с 3 млрд и 1,8 млрд до 881 млн и 510 млн долл. соответственно.
Вчера же дальнейшее развитие получила история с ограничениями в работе российских банков в Незалежной. Так, как сообщили в Пенсионном фонде Украины (ПФУ), с 1 апреля фонд прекращает выплату пенсий украинским пенсионерам через дочерние структуры российских государственных банков в Украине. Как следует из заявления ПФУ, пенсионеры будут автоматически переведены на обслуживание в отделения «Укрпочты» по месту регистрации до момента, когда они выберут для обслуживания другой банк. Как говорится в сообщении, решение связано с недавним указом президента Украины, по которому, в частности, запрещено размещать госсредства (к ним относятся и пенсии) в дочерних структурах российских госбанков.
На этом фоне удивительно выглядит новость о том, что два из пяти отделений Сбербанка в Украине вчера вернулись к работе. «Отделения Сбербанка в Сумах и Виннице возобновили работу в штатном режиме. На текущий момент остались заблокированными три отделения – в Киеве, Днепре и Запорожье», – заявили в пресс-службе Сбербанка.
Независимая газета. 28.03.2017