Разрушаем мифы: Топ-7 типичных заблуждений о ЕАЭС

Юлия Мамырбаева

С первых шагов евразийская интеграция сопровождалась множеством домыслов и интерпретаций. Стартовал уже третий год работы Евразийского экономического союза, но ложные факты, порожденные глобальной конкуренцией, конфликтом интересов на разных уровнях взаимодействия и недостаточной информированностью, по-прежнему живы.

Заблуждение №1: ЕАЭС — это проект Путина по воссозданию Советского Союза

О реинкарнации СССР под видом Таможенного союза, а в перспективе — экономического, в 2012 г. заявила Хиллари Клинтон, занимавшая должность госсекретаря США. «Мы знаем, в чем заключается цель, и стараемся разработать эффективные способы, чтобы замедлить или предотвратить это», — не скрывала она намерений Вашингтона. «Коварный план» по ресоветизации региона автоматически записали на счет Кремля, а точнее — на личный счет демонизируемого на Западе российского лидера Владимира Путина.

Факты. На самом деле идея создания Евразийского союза принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Он озвучил ее в ходе своего первого официального визита в Россию в 1994 г., выступая в стенах МГУ имени М.В.Ломоносова. Что касается ресоветизации, представители евразийской пятерки на самом высоком уровне опровергли такую возможность. ЕАЭС отличается от СССР хотя бы тем, что в него входят независимые, суверенные государства, и основан он на принципах рыночной, а не плановой экономики. Постсоветские страны не объединяет коммунистическая идеология, которую западный мир воспринимал как угрозу. Поэтому попытка представить экономическое интеграционное объединение как реванш за поражение в холодной войне — не более чем риторика в рамках глобальной конкурентной борьбы.

Заблуждение №2: ЕАЭС — реализация имперских амбиций Кремля

Эта идея получила распространение на постсоветском пространстве на заре становления евразийской интеграции. «Имперские амбиции» стали главным козырем против углубления сотрудничества с Россией для определенных политических сил, как правило, националистического или прозападного толка. Участие в евразийском проекте расценивается ими как угроза суверенитету стран.

Факты. Членство в ЕАЭС не требует от партнеров поступаться своей независимостью. В союзе создана минимальная надстройка из наднациональных органов, которые принимают решения на основе консенсуса. Это касается и Высшего евразийского экономического совета, в состав которого входят главы государств-участников, и совета Евразийской экономической комиссии, включающего по одному представителю от каждой страны. Коллегия ЕЭК, в свою очередь, представлена двумя специалистами с каждой стороны — в рамках работы органа все вопросы выносятся на голосование.

Структура объединения вкупе с поочередным председательством в органах управления и процедурой принятия решений характеризуют его как антиимперский проект. Союзники жестко отстаивают собственные интересы, зачастую в ущерб интеграционному процессу. Один из самых ярких примеров связан с Таможенным кодексом ЕАЭС. В декабре 2016 г., накануне церемонии подписания, Беларусь и Кыргызстан отказались от принятия ранее согласованного документа. Правда, позиция официального Бишкека изменилась в тот же день: кодекс республика одобрила, но отказалась подписать заявление о выстраивании совместной внешнеэкономической деятельности. А вот белорусская сторона и в марте 2017 г. заявляла о необходимости рассмотреть последствия от принятия документа. Основной причиной сомнений союзников в отношении Таможенного кодекса эксперты считают ужесточение контроля над переработанной продукцией, ввезенной из третьих стран, но выдаваемую за произведенную в ЕАЭС.

Заблуждение №3: В ЕАЭС все за всех решает Москва

Данный миф проистекает из предыдущего, однако в этом случае речь идет не только о предположениях, основанных на исторической памяти. В качестве аргумента приводится сопряжение ЕАЭС с китайским проектом Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) — совместное заявление с КНР было подписано только Россией.

Факты. Евразийские государства одобрили эту инициативу, договорившись о координации действий по вопросам сопряжения двух проектов. Интеграция с Китаем выгодна всем участникам ЕАЭС, поскольку новый Шелковый путь предусматривает создание транспортных коридоров, которые пройдут через территории Казахстана, России и Беларуси в страны Западной Европы. Совместная работа с китайскими партнерами в этом направлении велась в рамках двусторонних отношений Казахстана и КНР — с ЭПШП взаимоувязана национальная программа по развитию транзитного потенциала страны. Белоруссия в последние годы активно наращивает взаимодействие с Китаем. Евразийская экономическая комиссия уже сформировала перечень приоритетных проектов для сближения ЕАЭС и ЕПШП, обозначив при этом перспективы Бишкека и Еревана. Так, в будущем планируется проложить железную дорогу Китай–Кыргызстан– Узбекистан, которая откроет доступ для поставок товаров на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. А развитие ветки Армения–Иран соединит действующую железнодорожную систему двух стран, позволив Армении тем самым выйти через Иран в Казахстан, Китай и другие государства.

Заблуждение №4: ЕАЭС создан в противовес ЕС

В западных СМИ тиражируется образ соперника — Евразийский экономический союз зачастую представлен как угроза стратегическим интересам Евросоюза. В свою очередь, на евразийском пространстве проблемы в сфере евроинтеграции нередко воспринимаются как положительный фактор, ослабляющий конкурента.

Факты. Европейский союз был и остается главным торговым партнером ЕАЭС. По данным Евразийской экономической комиссии, в 2016 г. европейская доля экспорта товаров из России, Казахстана, Белоруссии, Кыргызстана и Армении составила 50,3% от общего объема поставок за рубеж. Доля ввезенных из Европы товаров за тот же период — 40,8%. Лидеры государств ЕАЭС неоднократно говорили о необходимости наладить более тесное сотрудничество между двумя интеграционными объединениями. Официальные лица России озвучивали идею о создании общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантического до Тихого океана. Но украинский кризис и последовавший за ним обмен санкциями не позволил сменить вектор дискуссии.

Тем не менее в рамках двусторонних отношений с ЕС наметился определенный прогресс. Беларусь в октябре 2016 г. подписала договор о торговом диалоге с Евросоюзом, что может послужить основой для заключения полноценного торгового соглашения. Армения же может заключить рамочный договор с ЕС в течение нескольких месяцев — в преддверии саммита «Восточного партнерства», который пройдет в Брюсселе в ноябре 2017 г.

Заблуждение№5: ЕАЭС — антагонист НАТО

Несмотря на абсурдность подобного предположения, в западных странах Евразийский экономический союз воспринимается как военный альянс. В том числе высказывается предположение, что ЕАЭС продолжает дело Организации Варшавского договора, и таким образом Россия пытается восстановить военное влияние в Восточной Европе.

Факты. Намек на милитаризм в ЕАЭС можно углядеть лишь в торговом сотрудничестве в рамках военно-промышленного комплекса. Опасения Запада может вызывать тот факт, что вся евразийская пятерка входит в состав Организации Договора о коллективной безопасности, созданной на постсоветском пространстве в 1992 г. Однако членство в ОДКБ не может рассматриваться в качестве весомого довода в пользу версии о милитаризации ЕАЭС. Необоснованные обвинения в ресоветизации, милитаризации, империализме направлены на рядовых обывателей. Создание негативного образа евразийской интеграции связывают с борьбой за новый мировой порядок, поскольку Евразийский экономический союз расценивают как одну из претензий на многополярное мироустройство, что, конечно, не устраивает апологетов однополярного мира.

Между тем цели региональной интеграции не сводятся к тому, чтобы «дружить против кого-то». Задачи организации прописаны четко: экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. Идеология евразийства основана на желании повысить качество жизни населения государств ЕАЭС. В частности, расширение внутреннего рынка должно способствовать повышению объемов производства, что влечет за собой рост доходов, появление новых рабочих мест, увеличение объема налоговых сборов. О военных планах не сказано ни слова.

Заблуждение №6: ЕАЭС — это только экономика

«ЕАЭС является международной региональной организацией экономической интеграции, в рамках которой обеспечивается свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики», — именно так говорится в Договоре о Евразийском экономическом союзе. Исключительно экономические цели декларируют главы государств–союзников, представители стран всячески открещиваются от политизации интеграционного процесса.

Факты. Присоединение к тройке основателей ЕАЭС — России, Белоруссии и Казахстану — еще двух государств вызвало неоднозначную реакцию. Ряд экспертов и политиков постсоветского пространства, указывая на менее развитые экономики Кыргызстана и Армении, говорили о политически мотивированном решении по включению данных стран в интеграционный процесс. Впрочем, по результатам 2016 г., Кыргызстан стал лидером по темпам роста ВВП — этот показатель вырос на 2,8%, сообщила в начале марта министр ЕЭК Татьяна Валовая. Армения за год увеличила объемы экспорта на внутренний рынок ЕАЭС на 53%, продемонстрировав лучший результат по темпам роста поставок. И все же, как показывает мировая практика, в основе любой интеграции лежат не только экономические, но и политические механизмы, в том числе вопросы государственного регулирования и государственного участия.

В стратегии экономического развития ЕАЭС со ссылкой на Договор о создании организации, говорится о требованиях по координации и согласованию ключевых для интеграционного проекта направлений государственного развития стран–членов. Кроме того, вопросы взаимодействия в рамках экономического союза нередко политизируются и используются в двусторонних межгосударственных спорах. Например, заявления о том, что специальная комиссия в Минске изучает возможные последствия от принятия уже упомянутого Таможенного кодекса ЕАЭС, озвучиваются на фоне претензий белорусской стороны относительно барьеров для ее производителей на российском рынке и стоимости российского газа.

Заблуждение №7: Рубль вскоре станет единой валютой ЕАЭС

Этот вопрос всплывает в информационном поле с завидной регулярностью. И речь не всегда идет о рубле — например, евразийскую валюту предлагали назвать «алтын» или «евраз».

Факты. В марте 2015 г. правительству и Центробанку РФ было поручено при взаимодействии с главными банками стран-партнеров по ЕАЭС решить вопросы дальнейшей интеграции в валютной сфере. Год спустя президент России заявил, что единая валюта в ЕАЭС может быть введена, но только после того, как выровнится уровень развития государств-участников. При этом В.Путин подчеркнул: нельзя повторять ошибки Евросоюза, где между странами такая разница есть, и весьма существенная. В то же время официальные лица Казахстана неоднократно говорили о том, что пункта о введении единой валюты в Договоре о создании ЕАЭС нет.

Все эти заблуждения, по сути, сводятся к конспирологии — якобы Россия и ее партнеры по евразийскому проекту создали нечто беспрецедентное, имеющее тайный смысл. Но правда в том, что ни одна страна в мире не может развиваться без взаимодействия с другими государствами. На планете существуют более 50 многосторонних экономических интеграционных объединений. Интеграция — это глобальный тренд. А региональная интеграция между странами, объединенными множественными экономическими и хозяйственными связями, общей историей, близкими культурными традициями, — это необходимость.

РСМД. 29.03.2017

Читайте также: