Казахстан–Киргизия: ветеринарный контроль и свободная торговля
Кирилл Соков
«Газовый» спор России и Белоруссии, ставший благодаря СМИ главным событием недавнего Межправительственного совета ЕАЭС в Бишкеке, заслонил собой другие обсуждавшиеся на заседании вопросы. К ним, в частности, относится проблема ветеринарного контроля на казахстанско-киргизской границе, омрачающая участие Киргизии в ЕАЭС с момента ее вступления в ряды объединения.
Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев на заседании Межправсовета ЕАЭС уделил Киргизии особое внимание. По его словам, Астана поддерживает усилия по присоединению Киргизии к объединению, о чем свидетельствуют подписанные в декабре прошлого года документы о предоставлении Бишкеку необходимой для оснащения лабораторий финансовой помощи. Кроме того, Казахстан пошел на досрочное подписание соглашения о предоставлении унифицированного железнодорожного тарифа для транзита киргизских товаров в Россию, которое вступило в силу в январе и позволит киргизским предприятиям сэкономить до 60 млн долл. Зимой этого года Казахстан также расширил перечень разрешенных к ввозу киргизских товаров, перечень которых заметно увеличился.
Бишкек настроен далеко не столь оптимистично. 6 марта министр экономики республики Арзыбек Кожошев заявил, что Киргизия может не успеть оснастить в соответствии с требованиями ЕАЭС санитарно-карантинные пункты пропуска «Достук», «Кызыл-Бель», «Торугарт», «Иркештам», «Кара-Суу», а также пункты на территории аэропортов «Манас» и «Ош». «Во время приезда президента России Владимира Путина (28 февраля с.г. – Ред.) было подписано дополнительное соглашение по пролонгации соглашения по предоставлению помощи, – сообщил он. – Были некоторые пункты со стороны России по предоставлению денег. Сейчас барьеры устранены, и деньги поступят в ближайшее время. Но мы все равно к сроку можем не успеть оснастить, поэтому мы будет поднимать вопрос по пролонгации периода по оснащению». Кроме того, все страны союза, по словам А.Кожошева, отменили ветеринарный контроль с Киргизией, кроме Казахстана, который, несмотря на положительные заключения экспертов ЕЭК, отказывается это сделать.
Нерешенность проблемы с допуском киргизской сельхозпродукции на рынки ЕАЭС стала причиной демарша президента Киргизии Алмазбека Атамбаева на декабрьском саммите глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге, когда он вначале отказался подписывать новый Таможенный кодекс ЕАЭС, но потом, после обещания России и Казахстана оказать для оснащения лабораторий необходимую помощь, все же его подписал. Впрочем, добиться принятия кодекса тогда все равно не удалось из-за позиции президента Белоруссии А.Лукашенко, который, вступив в «газовый спор» с Россией, не только не прибыл на саммит, но и отказался прислать туда кого-либо вместо себя. Тем не менее страны – члены ЕАЭС, как заявил на заседании Межправсовета Б.Сагинтаев, надеются, что новый ТК все же будет подписан всеми участниками объединения и вступит в силу до конца этого года.
Напомним, что для полноценного участия в деятельности ЕАЭС Киргизия обязалась оснастить современным оборудованием свои лаборатории, которые должны сертифицировать производимое в стране продовольствие для его свободной поставки на рынки ЕАЭС. Однако сделать это Бишкек из-за отсутствия необходимых средств не успел, чем и воспользовался Казахстан, отказываясь убрать с границы ветеринарный и фитосанитарный контроль и вызывая недовольство со стороны Киргизии. 26 декабря прошлого года ее вице-премьер Олег Панкратов на пресс-конференции заявил, что все участники ЕАЭС, за исключением Казахстана, согласились снять ветеринарный контроль на границе с республикой. Ранее в Киргизию приезжали специалисты Евразийской экономической комиссии, которые проверяли систему ветеринарного контроля и признали ее удовлетворительной. Казахстанские же чиновники от этого шага воздержались, сославшись на необходимость согласования с руководством.
Астана долгое время отказывалась отменять для Киргизии и фитосанитарный контроль (препятствует проникновению в страну карантинных и других опасных возбудителей болезней растений, сорняков, вредителей и т.п.), мотивируя свои действия несоответствием киргизской продукции требованиям ЕАЭС. По данным казахстанских СМИ, киргизские скотоводы экономили на вакцинах от ящура, в связи с чем в республике периодически возникали случаи локального заражения, а фермеры использовали в растениеводстве токсичные китайские пестициды. К тому же киргизская сельхозпродукция была гораздо конкурентоспособнее казахстанской по цене, так как стоимость рабочей силы здесь на порядок ниже. Особенно характерной такая ситуация была для молочной продукции и некоторых видов овощей.
Летом прошлого года Казахстан задержал на границе несколько партий киргизской сельхозпродукции. Причем досмотр и проверка некоторых из них были осуществлены с нарушением даже казахстанских нормативно-правовых актов. В ответ 4 августа 2016 г. Минсельхоз Кыргызстана обвинил соседей в нарушении решения Высшего Евразийского экономического совета «Об отмене санитарно-карантинного, ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на кыргызско-казахстанском участке государственной границы» от 8 мая 2015 года, а также «Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля на таможенной территории ЕАЭС» от 18 июня 2010 года. В заявлении Минсельхоза подчеркивалось, что фитосанитарный надзор осуществлялся и в отношении тех грузов, которые следовали в другие страны ЕАЭС через Казахстан.
В связи с действиями Астаны Бишкек обратился в ЕЭК, которая признала действия Казахстана неправомерными. 7 октября прошлого года министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов, выступая на пресс-конференции в Бишкеке, заявил, что фитосанитарный контроль в рамках ЕАЭС применяться не может и должен быть отменен. «Это решение либо через 10 дней, либо через 30 дней вступает в силу, – отметил Т.Сулейменов. – Казахстан, исходя из норм договора, должен будет реализовать это решение на практике путем, если необходимо, внесения изменений в закон, либо в соответствующей правоприменительной практике. Теперь будем смотреть, как оно будет исполняться».
27 октября 2016 г. Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Кыргызстана сообщила, что получила официальное уведомление от казахстанского Минсельхоза об отмене фитосанитарного контроля на границе. Причем решение об отмене на этот раз действительно было реализовано в полной мере.
Что касается ветеринарного контроля, то проблема до сих пор не решена. 23 января директор Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности КР Калысбек Жумаканов на пресс-конференции заявил, что раньше эксперты ЕЭК предъявляли претензии в связи с ненадлежащим уровнем подготовленности ветлабораторий и внедрением электронной системы проверки ветеринарных сертификатов. «Данная программа разработана и будет интегрирована 1 марта в соответствии с программами стран ЕАЭС, – отметил он. – Больше инспекций ЕЭК не будет, поскольку все партнеры Евразийского альянса, кроме Казахстана, признали нашу систему, как отвечающую всем требованиям». Вместе с тем К.Жумаканов сообщил, что в течение этого года ведомство планирует построить четыре и реабилитировать еще 13 ветеринарных лабораторий, после чего, возможно, Казахстан еще раз проверит их на соответствие требованиям ЕАЭС.
И Бишкек, и Астана в официальных заявлениях настаивают на полном устранении всех существующих изъятий и ограничений. «Наша главная задача – это максимальное снятие торговых барьеров внутри ЕАЭС, которое направлено на увеличение объемов взаимной торговли и реальное улучшение экономической ситуации в странах союза», – заявил 6 марта этого года вице-премьер-министр Киргизии О.Панкратов. Аналогичное заявление в ходе своего выступления на заседании Межправсовета ЕАЭС 7 марта сделал и премьер-министр Казахстана Б.Сагинтаев.
Но при этом упускается из виду вопрос о контроле границ и борьбе с нелегальным ввозом продукции, проблемы с которым есть и в азиатской, и в европейской части ЕАЭС. Не случайно казахстанский премьер упомянул о рисках реэкспорта китайской продукции через территорию Киргизии, объем транзитных автомобильных перевозок которой в 2016 г. вырос в 9,5 раза. В связи с этим союзным государствам стоило бы подумать о введении системы общего таможенного администрирования и контроля, которая позволила бы нивелировать подобные риски.
Ритм Евразии. 13.03.2017