"Газпром" ублажил всех европейцев, кроме Польши
Ольга Соловьева
«Газпром» пошел на уступки еврочиновникам в ходе урегулирования антимонопольного расследования. Газовый концерн обязуется убрать препятствия для свободных перетоков газа на рынках ЕС. Европейцы получили от «Газпрома» и заверения в отказе от неконкурентного ценообразования. Ущерб для холдинга от этих уступок незначителен, уверены эксперты. Но и облегчений в разрешении споров вокруг проекта «Северный поток-2» (СП-2) или условий использования газопровода OPAL компания не получит.
«Газпром» представил свои предложения по обязательствам в целях урегулирования антимонопольного расследования, следует из обнародованного заявления ЕК.
Из сообщения, в частности, следует, что в течение восьми лет «Газпром» обязуется соблюдать требования, направленные на обеспечение свободного перетока газа в Центральной и Восточной Европе и формирование конкурентоспособных цен на газ в Центральной и Восточной Европе.
Это решение связано с итогами расследования, инициированного ЕК, о потенциальном нарушении «Газпромом» антимонопольного законодательства Евросоюза в 2012 году. Напомним, в апреле 2015 года ЕК направила российской компании официальные претензии по злоупотреблению доминирующим положением на рынках Центральной и Восточной Европы. По мнению ЕК, «Газпром» мог нарушать антитрастовое законодательство ЕС в Эстонии, Венгрии, Болгарии, Чехии, Латвии, Литве, Польше и Словакии. Речь шла, например, о том, что российская компания ограничивала перепродажу газа через границу и тем самым могла устанавливать несправедливые цены на газ для отдельных стран – членов ЕС. Кроме того, в ЕК считали несправедливой и привязку цен на газ к нефтяной корзине. Тогда газовый холдинг не признал себя виновным ни по одному из пунктов.
Если говорить точнее, то теперь российский газовый холдинг согласился снять все ограничения на реэкспорт газа в Центральной и Восточной Европе (конкретно речь идет о Болгарии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Венгрии и Словакии), ввести конкурентное ценообразование и отказаться от нерыночных преимуществ, полученных за счет контроля над газотранспортной и газораспределительной инфраструктурой. Помимо всего перечисленного газовый холдинг обязуется не требовать от своих болгарских партнеров возмещения ущерба из-за отмены проекта «Южный поток».
Таким образом, обязательства «Газпрома» «фактически помогают лучше интегрировать газовые рынки в регионе», заявила еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер. По ее словам, это имеет значение для миллионов европейцев, которые полагаются на газ как для отопления своих домов, так и для развития своего бизнеса. «Мы верим, что те обязательства, которые взял на себя «Газпром», позволят обеспечить свободный переток газа в Центральной и Восточной Европе по конкурентным ценам», – подчеркнула она в сообщении.
Теперь в течение семи недель ЕК будет собирать предложения клиентов относительно обязательств, предложенных «Газпромом» в рамках урегулирования антимонопольного дела, а затем примет окончательное решение. «Если будет принято положительное решение, ЕК может установить эти обязательства юридически обязывающими для «Газпрома», – говорится в сообщении ЕК. В частности, если российская компания нарушит обязательства Еврокомиссии, то на нее будет наложен штраф до 10% глобальной выручки компании без необходимости доказывать, что компания нарушила антимонопольные правила. Сумма может быть значимой для «Газпрома». Так, по оценкам СМИ, только в 2015 году этот показатель составил 82,9 млрд евро.
В ответ на это Польша вчера назвала действия «Газпрома» по урегулированию антимонопольного дела «крайне недостаточными». Об этом, в частности, заявил британской Financial Times глава польской государственной газовой компании PGNiG Питер Возняк. «Наша первоначальная оценка показывает, что обязательств недостаточно для устранения негативного влияния нарушения конкуренции со стороны «Газпрома» на рынках Центральной и Восточной Европы, в том числе польского рынка. Они не могут внести никакого существенного вклада в изменение ситуации, которая вызвала возбуждение комиссией дела в 2012 году. Мы считаем, что принятие комиссией этих обязательств является крайне недостаточным», – подчеркивает он. Возняк пообещал, что PGNiG «представит подробную позицию о минимальных требованиях к «Газпрому» в течение предоставленного комиссией семинедельного окна для подачи отзывов на проект решения».
При этом Польша активно закупает российский газ. Только в прошлом году страна получила от РФ 11,1 млрд куб. м газа (рост на 24,2%). Однако нынешние условия контракта PGNiG считает неприемлемыми и обжаловала их в суде – решение арбитража в Стокгольме ожидается не позднее конца июля 2017 года.
Опрошенные «НГ» эксперты в целом приветствуют решение газового холдинга. «Это позволило компании сохранить свою рыночную нишу в качестве более или менее прозрачного игрока», – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Очевидно, решение «Газпрома» проявить лояльность по отношению к европейским клиентам было тщательно обдумано и не несет в себе особого вреда. «Снятие ограничений на перепродажу газа между странами ЕС (реверс) на объемы поставок топлива не повлияют. Возможно, тем же странам Балтии, наоборот, будет приятнее покупать российский газ не напрямую у поставщика, а у соседей путем реверса. А более либеральная и гибкая ценовая политика позволит снизить количество судебных исков к «Газпрому» от клиентов с требованием пересмотреть цену на газ», – уверена замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. К тому же, продолжает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский, в ЕС формируется единый рынок газа, и «Газпром» с этим ничего поделать не сможет. «Препятствовать этому – только себе во вред», – рассуждает он.
Впрочем, несмотря на очевидные плюсы, это решение остается для «Газпрома» тяжелым. «Холдинг закрыл для себя пользу от своего монополистического положения, что может привести к финансовым потерям», – напоминает Крутихин. Остается и угроза штрафов. «Если «Газпром» нарушит условия ЕК в течение заявленного времени, его оштрафуют фактически без суда и следствия. И сумма штрафа для компании огромная», – продолжает эксперт.
Возможно также, не исключают эксперты «НГ», что действия «Газпрома» приближают к решению споров в таких нашумевших проектах, как «Северный поток-2», газопровод OPAL и продолжении «Турецкого потока». «Тот факт, что «Газпром» пошел навстречу и выполнил требования Еврокомиссии, означает, что у стран ЕС остается все меньше формальных поводов выдвигать претензии по каким-либо проектам. Это решение поможет снять препятствия в спорах по газопроводу OPAL, «Северному потоку-2», о продолжении «Турецкого потока», – полагает доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Иван Капитонов. «Уступчивость «Газпрома», безусловно, сыграет свою положительную роль в судьбе ряда проектов – ЕК может дать ход продвижению СП-2», позиция «Газпрома» в спорах по OPAL также может быть улучшена», – не исключает Андриевский. Ситуация же с продолжением «Турецкого потока» куда неопределеннее. «Над договоренностями о строительстве второй транзитной нитки в Европу придется еще немало поработать – позиция ЕК по этому вопросу пока довольно неконструктивна, и ситуация вряд ли улучшится в ближайшее время», – полагает он.
Уступки «Газпрома» могут и вовсе не сказаться на спорных проектах, продолжает Михаил Крутихин. По мысли эксперта, недавнее решение газового холдинга никак не связано со спорными проектами и вряд ли окажет влияние на них.
Какова в итоге судьба газпромовских проектов в Европе, похоже, не знают сегодня и в самом Евросоюзе. Например, как сообщил вчера информационный ресурс EurActiv, председатель ЕК Жан-Клод Юнкер уже в ближайшее время намерен поддержать проект строительства трубопровода «Северный поток-2». «Чиновники ЕС говорят, что председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер решил идти вперед с «Северным потоком-2» и, «весьма вероятно», даст отмашку проекту в ближайшие месяцы», – указывает СМИ. Как отмечает ресурс, такое решение может быть обнародовано «после всеобщих выборов в сентябре в Германии», которая твердо выступает в поддержку проекта газопровода.
С другой стороны, днем ранее еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер остудила ожидания, связанные с СП-2. «Что касается юридической стороны вопроса, стало совершенно очевидно, что Еврокомиссия не считает, что проект «Северный поток-2» будет проектом, представляющим общий интерес», – приводит ее слова агентство Reuters. Она также повторила мнение Еврокомиссии о том, что этот проект не способствует усилиям ЕС реформировать энергетическую инфраструктуру блока и уменьшить зависимость от российского газа. Правда, подобные заявления можно понимать двояко. И как то, что ЕК против проекта, и как то, что ЕК просто не даст ему ощутимых привилегий.
Независимая газета. 15.03.2017