Вступит ли Таджикистан в ЕАЭС?
Александр Шустов
Накануне визита президента России Владимира Путина, намеченного на ближайшее время, в Душанбе вновь заговорили о возможном присоединении к ЕАЭС. Но реально вступать в союз Таджикистан не спешит, совершая реверансы в сторону евразийской интеграции для достижения тактических целей.
Путин едет в Душанбе
О предстоящем визите Владимира Путина в Таджикистан 27 января сообщил вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. «Мы должны тщательно подготовиться к визиту президента Российской Федерации Владимира Путина в Таджикистан, который состоится в ближайшие недели», — заявил он на заседании российско-таджикской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заявление И. Шувалова сразу же стало поводом для предположений о том, зачем же глава России намерен посетить эту среднеазиатскую республику.
31 января министр экономического развития и торговли Таджикистана Негматулло Хикматуллозода на пресс-конференции сообщил, что к визиту российского президента обеими сторонами готовится для подписания целый пакет различных соглашений.
Однако обнародовать их список он отказался, ограничившись упоминанием о том, что таджикские власти ожидают согласования многих нерешенных вопросов, а также анонсировал договоренности по углублению сотрудничества с крупными российскими регионами. В вопрос о целях визита это лишь добавило интриги.
Некоторые эксперты сразу же предположили, что главной целью визита будет обсуждение условий присоединения Таджикистана к ЕАЭС. Такое мнение, в частности, высказало «Радио Озоди» (таджикская служба «Радио «Свобода»). «Многие эксперты предполагают, что в ходе визита российского лидера будет поднят вопрос о вхождении Таджикистана в проект Кремля – Евразийский экономический союз (ЕАЭС)», – отмечает издание, оговариваясь, что Душанбе еще не принял окончательного решения по этому поводу, поскольку вопрос пока находится в стадии изучения.
Сколько можно изучать?
Вопрос участия в евразийской интеграции Таджикистан изучает уже несколько лет. Сначала препятствием для вступления в ЕАЭС, по словам таджикских властей, являлось отсутствие у республики общей границы с государствами союза, хотя находящейся в том же положении Армении это обстоятельство почему-то не мешало. Но и после того, как полноправным участником ЕАЭС стал Кыргызстан, дело не сдвинулось с мертвой точки. Вопрос на сегодняшний день находится все в той же стадии, которая в последнее время дополнилась изучением опыта «малых экономик».
Так, в середине января первый замначальника Таможенной службы Хуршед Каримзода заявил, что правительство изучает опыт присоединения к ЕАЭС на примере Кыргызстана и Армении.
«Вопрос вхождения в ЕАЭС изучается всесторонне, – отметил он, – обсуждаются все плюсы и минусы, прежде нужно ответить на ряд вопросов – в частности, что мы можем предложить рынку стран-участниц указанной организации, отвечает ли наша продукция уровню, установленному стандартами ЕАЭС, и будет ли обеспечена здоровая конкуренция». Пристальное внимание к опыту «малых экономик» Х. Каримзода объяснил тем, что в союз они вступали позже России, Казахстана и Беларуси, в связи с чем Душанбе надо оценить все последствия этого процесса.
В конце января эту информацию подтвердил и министр экономического развития Таджикистана Н. Хикматуллозода. «Это очень интересный процесс, потому что в последние годы в эту организацию вступили Кыргызстан и Армения, – отметил он, – Опыт этих стран для нас очень полезен. Сейчас мы расширили спектр изучения этих вопросов». При этом никаких практических шагов в направлении ЕАЭС Таджикистан в последнее время не сделал. Показательно, что новый президент Молдовы Игорь Додон на встрече с В. Путиным в январе выразил желание, чтобы Кишинев стал наблюдателем в ЕАЭС. Душанбе же с такими инициативами пока не выступал.
Нужен ли Таджикистану ЕАЭС?
В вопросе евразийской интеграции таджикские власти проявляют явную осторожность. Летом прошлого года Москва через СМИ стала настойчиво намекать Душанбе, что присоединяться к союзу надо, и тянуть с этим не стоит. 4 июля председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий заявил, что Таджикистан в течение ближайшего года выразит желание вступить в ЕАЭС. Однако таджикская сторона устами заместителя министра экономического развития и торговли Умеда Давлатзоды ответила, что экономика республики неплохо развивается и без ЕАЭС, а все необходимые вопросы уже решены на двусторонней основе.
В том, что Таджикистан вскоре решит вступить в союз, сомневаются и эксперты. Так, главный редактор информационного агентства «Фергана.ру» Даниил Кислов в интервью Национальной службе новостей заявил, что предпосылок для быстрого решения этого вопроса не видит. По его словам, таджикская политическая и экономическая модель – одна из наиболее инертных в регионе, а евразийская интеграция потребует решения множества правовых, технических и экономических вопросов. Да и опыт соседнего Кыргызстана большого оптимизма не внушает. «Ему было очень трудно приводить в порядок свои законы, нормы и таможенные положения в соответствии с требованиями ЕАЭС, – отметил Д. Кислов, – Таджикистану это будет еще сложнее сделать именно потому, что их система не умеет мобильно работать. Это растянется на долгие годы, даже если на то будет какая-то политическая воля».
Положение осложняется тем, что экономика России находится в кризисе, и в качестве быстрого эффекта от вступления в союз она может предложить Таджикистану, по сути, только решение вопросов трудовой миграции. Однако, членство в ЕАЭС явно осложнит взаимоотношения республики с Китаем, который уже стал для нее главным источником иностранных инвестиций.
Поэтому Таджикистан пытается усидеть на двух стульях, стремясь сохранить выгодные для него экономические связи с КНР и не портить при этом отношений с РФ, где работает значительная часть трудоспособного населения страны.
Более того, Душанбе, похоже, даже готов на жертвы в виде значительного сокращения количества работающих в РФ трудовых мигрантов.
Что касается заявлений таджикских чиновников об изучении вопроса вступления в ЕАЭС, то они являются обычными политическими реверансами, призванными создать благоприятный информационный фон вокруг визита В. Путина в Душанбе, а возможно – и побудить Россию пойти на уступки в ходе предстоящих переговоров.
Евразия.Эксперт. 09.02.2017