«Великие комбинаторы» от реэкспорта
Ольга Деркул
Недаром говорят, что у любой медали имеется две стороны. Создание Евразийского экономического союза, открыв границы между странами - участницами и ликвидировав барьеры на пути передвижения товаров, создало тем самым и благоприятные условия для различного рода мошенничества и двурушничества в торговле. И, к большому сожалению, не все способны преодолеть соблазн ради сиюминутной выгоды воспользоваться «дырами» в законодательстве и либеральными таможенными процедурами.
Дары белорусского моря ростовским горам
После введения Россией в 2014 г. продуктового эмбарго на товары из ЕС, США и ряда других стран в ответ на антироссийские санкции Запада сразу же нашлись «великие комбинаторы», пожелавшие восполнить недостачу хамона и пармезана на российских прилавках не совсем легальным способом. Наиболее «прозрачными», как и следовало ожидать, оказались границы со странами ЕАЭС. Лишь на Белоруссию и Казахстан приходится половина нелегальных поставок.
Как уже, к сожалению, стало традицией, наибольшие объемы товаров в обход российского законодательства стали попадать на рынок РФ через Белоруссию, решившую воспользоваться санкционным режимом для увеличения показателей своей внешней торговли.
«Странности» во внешнеторговых показателях РБ после введения продуктового эмбарго РФ не могут не броситься с глаза. По данным ФТС России, если в 2013 г. в общем объеме белорусского импорта растительная продукция составляла менее 4%, то в 2015 г. возросла почти до 16%. Согласно же данным Россельхознадзора, за первую половину 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. объем поставок плодоовощной продукции из РБ вырос в 2,7 раза. В 2,6 раза увеличились поставки свежих яблок, груш и айвы, в 2,2 раза – свежих или охлажденных томатов, в 5,9 раза – свежего винограда, в 2,9 раза – грибов, кабачков и перца. Также наблюдается значительный рост поставок картофеля, лука, моркови, свеклы и огурцов. Лишь 49% этой продукции произведено в самой Белоруссии, а остальные 51% были продукцией третьих стран, растаможенной в Белоруссии. Предметом постоянных шуток стали и «дары белорусского моря», которые заполонили прилавки российских магазинов.
По данным Федеральной таможенной службы РФ, с августа 2014 г. и до конца 2015 г. в отношении Белоруссии было возбуждено 256 административных дел. Для сравнения: за этот же период по поводу незаконных поставок из Казахстана возникло лишь 28 дел. В свою очередь, Россельхознадзор с августа 2014 г. выявил 573 случая поступления продукции, которая прошла первичный контроль в Белоруссии, по поддельным фитосанитарным сертификатам.
Доходит до курьезов. В районе пункта пропуска «Красная горка» на границе с Белоруссией контрабандисты отремонтировали дорогу в обход таможенного контроля, на которой российские правоохранители впоследствии задержали караван из девяти фур, везущих в Россию яблоки, сливы и вишни.
В декабре прошлого года в интервью РБК руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что белорусские поставщики продуктов часто ведут себя «недобросовестно» и «хотят воспользоваться ситуацией, когда российский рынок закрыли для поставок из ЕС, с Украины».
Впрочем, не отстают от Белоруссии и другие «союзники». Во время напряжения отношений между РФ и Турцией в Армении сразу же вырос импорт помидоров. Согласно обнародованным на официальном сайте Службы безопасности продуктов питания данным, с 6 по 12 мая 2016 г. в страну было импортировано 1125 тонн овощей. И тут же экспорт помидоров из Армении вырос в 42 раза по сравнению с 2015 г. Можно было бы только порадоваться за кавказскую республику, настолько повысившую урожайность, если бы российская сторона на контрольно-пропускном пункте «Верхний Ларс» не выявила подмену турецких этикеток на армянские и не возвратила зараженный ядохимикатами товар назад.
Несколько другого рода проблемы существуют с Казахстаном. В силу географической удаленности от Европы поставки санкционных товаров не занимают главного места в торговле. В то же время в республике, согласно условиям участия страны в ВТО, на 1914 товаров установлены сниженные пошлины в 6,5% против 10,4% в ЕАЭС. Заниженными ввозными пошлинами облагаются рыба и продукты животного происхождения, молочная и фармацевтическая продукция, сельхозтовары, оборудование и транспортные средства главным образом китайского происхождения. И хотя Астана обязала предпринимателей при экспорте этих товаров в ЕАЭС платить компенсационную пошлину, демпинговая контрабанда все равно попадает в Россию.
Чиновник бизнес не обидит
Контрабанда существовала всегда, но самое неприятное в этой ситуации то, что огромные объемы санкционной продукции не могут попадать на территорию РФ из государств-партнеров по Евразийскому союзу иначе как с помощью органов власти этих стран.
Например, как отмечает генеральный директор петербургского ЗАО «Русский логистический провайдер» Р. Кисс, пакет документов для партии запрещенных фруктов или овощей в Беларуси стоит $5 тыс. Причем все документы настоящие, на бумаге с водяными знаками, что невозможно сделать без «поставок» бланков чиновниками.
Налажена в «союзной» Белоруссии и целая система подделки сертификатов происхождения товаров. Когда российская сторона наладила прямой обмен информацией с более чем 40 странами, выяснилось, что Центральноафриканская Республика, например, не производит и не экспортирует персики, нектарины и виноград, а Буркина-Фасо – абрикосы, клубнику и груши, якобы поступавшие из этих стран в Белоруссию для реэкспорта в Россию.
Еще одним доказательством причастности властей РБ к нарушению российского эмбарго является резкий рост со второй половины 2014 г. количества белорусских юридических лиц, импортирующих продовольствие. Как известно, зарегистрировать предприятие в РБ без одобрения властей крайне проблематично, особенно в сфере, которая может напрямую отразиться на внешнеполитических отношениях страны.
Системной проблемой в торговле с Казахстаном является поставка в Россию растительной продукции без фитосанитарных сертификатов, а также в сопровождении недействительных и некорректно заполненных документов. Как отметили в Россельхознадзоре, проблема вызвана формальным подходом к выдаче фитосанитарных сертификатов и досмотрам перемещаемых грузов со стороны казахских инспекторов.
Но если Астана воспринимает критику конструктивно, этого нельзя сказать о других партнерах по ЕАЭС. В ответ на претензии российской стороны президент Белоруссии А.Лукашенко поручил завести уголовное дело на главу Россельхознадзора С. Данкверта, заявив, что «когда он у вас побудет в следственном изоляторе, тогда он будет отдавать себе отчет, что он творит». В свою очередь, армянское издание Lragir в ответ на попытки России защитить свой рынок от санкционной продукции закатило настоящую истерику по поводу того, что Москва якобы «объявила о конце Евразийского союза». По словам автора статьи, «Россия отменяет принцип «свободного передвижения товаров» для ЕАЭС, который, по идее, является краеугольным в Евразийском союзе. Можно утверждать, что принятие данного решения положит конец проекту Евразийского союза». Хотя автор сам же вынужден признать, что «недавний резкий прирост внешнеторгового оборота Армении и России был построен в том числе на незаконном транзите или перекупке через Армению запрещенных в России турецких товаров».
Явной попыткой шантажа стали и попытки Киргизии и Белоруссии сорвать подписание Таможенного кодекса ЕАЭС, чем страны вредят лишь самим себе, т.к. все же основной объем торговли приходится на честный обмен товарами и услугами, а не на мошеннические схемы «вброса» на российский рынок запрещенной продукции. Которая к тому же зачастую является просроченной и ядовитой и, возвращаясь на рынки этих стран, тут же продается белорусским, казахским, армянским и киргизским потребителям. Не пропадать же добру.
«У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс»
Огромный поток запрещенных грузов, который идет через границы ЕАЭС, далеко не весь является в чистом виде контрабандой. Желающие обогатиться на разнице цен и продаже санкционной продукции дельцы изобрели множество полузаконных и теневых схем поставок «вражеских» товаров в Россию.
Как указывает, например, российский экономист С. Елин, помимо контрабанды недобросовестные поставщики используют переклейку этикеток и переупаковку. Попадая в Белоруссию или другую страну ЕАЭС, товары вдруг «становятся» произведенными ими же. Это подтверждает и позиция белорусских властей, утверждающих, что любой растаможенный в республике товар становится белорусским. Вот откуда возникают белорусские креветки и семга.
Широко применяется и пересортица. Заменяются коды в таможенных декларациях, например с сала на стройматериалы. Или в составе сыра «исчезает» запрещенная лактоза. Степень нарушений ограничена лишь изобретательностью «великих комбинаторов», умудряющихся протащить через границу европейское или австралийское мясо под видом гипсокартона и яблоки под видом теннисных мячей. Можно лишь представить себе качество этих «деликатесов», транспортирующихся без холодильников и в антисанитарных условиях, с поддельными сертификатами. Их происхождение неизвестно вообще, из-за чего на российский рынок могут попасть продукты, зараженные опасными инфекциями и паразитами.
Еще один канал – это ввоз продукции под видом транзита. Направляясь, в частности, из Белоруссии или Польши в Казахстан, груз «теряется» по дороге. Огромной дырой является и Крым, куда не запрещены поставки продуктов с Украины. Являясь частью РФ, крымские предприниматели вполне законно могут поставлять попавшие на полуостров запрещенные товары по всей территории страны.
Таможня не дает добро
Отследить этот вал продукции сомнительного качества из-за открытости границ крайне сложно. С 2011 г. таможенного оформления между странами Таможенного союза нет. Действуют лишь посты Россельхознадзора, выборочно проверяющие грузы на наличие запрещенной, контрабандной и некачественной продукции. А поскольку партнеры по ЕАЭС не в состоянии, а иногда и откровенно не желают обеспечить надлежащий контроль поступающих на территорию ЕАЭС товаров, Минфином РФ подготовлен проект закона, запрещающий оборот на территории России отдельных товаров, ввезенных из государств ЕАЭС. Под запрет могут попасть товары из стран ВТО, которые ввозятся в страны - союзницы России из третьих государств по правилам, отличным от принятых в ЕАЭС и РФ, а также подпадающая под российское продуктовое эмбарго продукция.
Шаг давно ожидаемый, поскольку, как ни парадоксально, запрет на ввоз санкционной продукции не сопровождался запретом на ее свободную продажу на российском рынке. В итоге в торговых сетях и на рынке практически открыто продаются не только «белорусские креветки», но и настоящие итальянские и французские сыры, испанский хамон и немецкий шпик. В связи с этим Роспотребнадзор предлагает ввести штрафы за перевозку и хранение запрещенных товаров, которые составят для частных лиц 3-5 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – 30-50 тыс., а для компаний – до 70 тыс.
Чтобы поставить окончательный заслон на пути контрабанды, следовало бы запретить и розничную продажу санкционных продуктов, введя административную ответственность за их реализацию. На данный момент максимальным наказанием для продавцов является конфискация товаров и то лишь на том основании, что они не прошли санитарный контроль и могут быть опасными для потребителей.
Для защиты внутреннего рынка РФ не стоит пренебрегать и таким широко применяемым в мировой торговле методом, как антидемпинговые расследования, что эффективно в случае попыток партнеров получить необоснованную выгоду за счет поставок на российский рынок продукции со сниженными пошлинами.
Тем не менее запреты, штрафы и ограничения импорта внутри ЕАЭС, безусловно, не могут стать панацеей в борьбе с оборотом незаконных товаров. Решение проблемы требует комплексного подхода с учетом интересов всех участников евразийского объединения. В этом контексте крайне важно принятие Таможенного кодекса ЕАЭС, вводящего единые правила таможенного регулирования на рынке союза.
Целесообразной была бы и разработка единых фитосанитарных сертификатов и таможенных документов в рамках ЕАЭС на уровне Евразийской экономической комиссии, а также создание общей таможенной базы союза. Обмен информацией со странами-поставщиками продукции также необходимо вынести на наднациональный уровень, чтобы избежать «самодеятельности» стран ЕАЭС и повышения доверия между партнерами по Евразийскому союзу.
Требуется и большая слаженность работы таможенных, санитарных, правоохранительных и надзорных органов государств ЕАЭС, например формирование межведомственных и международных оперативных групп в приграничных районах для противодействия контрабанде и теневым схемам.
Использование «дыр» в национальном законодательстве и попытки получить дополнительную прибыль на проблемах союзников явно не способствуют ни укреплению интеграции, ни защите национальных интересов стран ЕАЭС.
Ритм Евразии. 28.02.2017