Ташкент рассчитывает на долларовый поток
Виктория Панфилова
В Ташкенте проходит заседание Американо-узбекской торговой палаты (АУТП) с представительством 30 крупнейших американских компаний. Среди них General Motors, Cameco, Honeywell, General Electric, Case New Holland Industrial, Caterpillar, John Deere, Coca-Cola, Baker & McKenzie. В форуме участвуют также представители администрации США. На мероприятии рассматриваются новые возможности инвестиционного климата Узбекистана. По мнению экспертов, если американцы проявили интерес к Узбекистану, то это станет сигналом для бизнесменов других стран.
Узбекистан ожидает серьезные инвестиции в высокотехнологичные отрасли страны. Президент Шавкат Мирзиеев объявил о начале реформ в экономике и пригласил иностранных инвесторов к расширению сотрудничества и открытому обсуждению проблем, влияющих на инвестиционный климат, который оценивается как довольно сложный. Вопросы конвертации валюты, двойной курс, проблема вывоза полученной прибыли приводили к тому, что инвесторы, разочаровавшись, покидали эту страну. К примеру, разработанные в 2014 году узбекско-американские проекты на сумму более чем 4 млрд долл. так и остались на бумаге.
«Присутствие американского бизнеса в узбекской экономике за 25 лет незначительно. В республике до 2005 года успешно работала американская компания Newmont Mining по добыче золота. Сегодня флагманом узбекско-американского сотрудничества называют General Motors: на базе автозавода Daewoo созданы автомобильная компания GM-Uzbekistan и моторный завод. В нефтегазодобывающий сектор Узбекистана американцы так и не вошли, сделав ставку на большие по потенциалам казахский и азербайджанский. Другие сферы узбекской промышленности не очень-то американцев и интересовали», – сказал «НГ» узбекский экономист Бахтиер Эргашев. Сегодня, по его словам, ситуация в стране меняется.
«В последние годы в Узбекистане ведется системная работа по изменению бизнес-климата. В частности, по экспортно ориентированному развитию экономики, по привлечению иностранных инвестиций, формированию свободных экономических зон с льготным режимом работы. Эта системная деятельность начала пробуждать интерес у американцев, что подтверждает нынешний бизнес-форум. Думаю, что это только начало, и не исключаю, что подобное мероприятие может состояться с участием российских бизнесменов», – отметил эксперт.
Председатель АУТП Кэролин Лэмм отметила, что американская сторона рассматривает Узбекистан в качестве ключевого партнера в регионе и заинтересована в дальнейшем расширении плодотворного сотрудничества. Она, по сообщению агентства «Жахон», «дала высокую оценку проводимым экономическим реформам в Узбекистане, направленным на диверсификацию отраслей и модернизацию промышленности».
По словам Бахтиера Эргашева, Узбекистан ожидает серьезных инвестиций, причем в новые высокотехнологичные отрасли. «Мы готовы работать с любыми странами. Если США оценили изменения, которые происходят в бизнес-среде Узбекистана, это хороший сигнал не только для американского бизнеса, но и для других стран», – сказал экономист.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев аналогично оценивает ситуацию. По его мнению, Узбекистан продолжает жить, следуя той модели, автором которой считается первый президент страны Ислам Каримов – в регулировании экономики у государства остается ведущая роль. «То, что сейчас подразумевается под словом «реформы», это не смена парадигмы развития, а корректировка отдельных сегментов, позволяющая придать развитию необходимые импульсы», – сказал «НГ» Князев. По его словам, одним из направлений корректировки является создание условий для среднего бизнеса, который в узбекской экономике практически отсутствовал. Это объяснялось тем, что условия, диктуемые государством, мешали развитию малого бизнеса. «Теперь власти работают над устранением мешающих этому росту факторов», – считает Князев, приводя в пример вступивший в силу 1 января указ президента Шавката Мирзиеева «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». А также готовящееся принятие целого пакета законов, касающихся предпринимательской сферы и ужесточения антикоррупционной составляющей.
«Другое важнейшее направление в преобразовании экономики – привлечение в республику иностранных инвесторов. Для этого уже приняты важные кадровые решения, расширена компетенция соответствующего комитета парламента, создано несколько СЭЗ, но главное, вероятно, не в этом, а в необходимости принятия ряда принципиальных решений правового характера и потребность в реформировании финансово-валютной сферы», – считает Князев. Между тем в директивных действиях узбекского руководства пока не прослеживается, как именно будет решаться этот вопрос. «Валютный вопрос является главным тормозом для всей экономики. Приведение национального законодательства в соответствие с рыночными механизмами станет колоссальным импульсом, выводящим Узбекистан в безусловные лидеры всей региональной экономики», – сказал Князев.
Независимая газета. 02.02.2017