Румыния переходит «красную линию»: есть ли путь назад?
Валентин Сегуру-Зайцев
Директор Четвертого европейского департамента МИД Российской Федерации Александр Боцан-Харченко заявил, что расположением системы ПРО на территории страны, Румыния становится угрозой для национальной безопасности России. При этом он добавил, что Москва заявила Бухаресту об этом публично. Не исключив, однако, возможностей для взаимодействия.
Можно сказать, что настоящим решением о расположении ПРО на своей территории румынская политическая элита «выстрелила себе в ногу». В ситуации, когда ведущие западные страны ищут возможности для улучшения отношений с Российской Федерацией, официальный Бухарест, давно считающий себя форпостом «латинской цивилизации» в славяно-венгерском массиве, снова принял незавидную роль «тарана» в противостоянии с Москвой. И сделал это как раз на фоне исключительно сложной внутренней и международной ситуации, когда и правительство, и оппозиция ведут «круговую оборону». Потратив много энергии и ресурсов во внутреннем противостоянии, они создают себе новых врагов и вдобавок, раздражают старых. Это может быть чревато катаклизмом.
После парламентских выборов 11 декабря 2016 года, румынские социал-демократы (ПСД) заключили коалиционное соглашение с либералами (АЛДЕ) и составили, таким образом, правительство большинства. Они, на самом деле, выполнили часть предвыборных обещаний, подняв минимальные зарплаты и пенсии. И решили, что уже обеспечили себе достаточную поддержку среди гражданского общества для решения личных проблем своих вождей. Сначала попытались продвинуть своего лидера Ливиу Драгня в премьер-министры, вопреки его условному уголовному приговору за махинации при референдуме от 2012 за отставку бывшего тогда президентом Траяна Бэсеску. После вполне ожидаемого провала этой попытки, что согласуется с румынским законодательством, попробовали сделать премьер-министром мусульманку-татарку из Доброджи Севил Шайдех, у которой муж — гражданин Сирийской Арабской Республики, поддерживающий Башара Асада. Понятно, что в Румынии у такого кандидата на пост премьер-министра нет никаких шансов: неприятие арабов, конкретно сирийцев, ливийцев, палестинцев среди румын резко возросло во время так называемой революции декабря 1989 года, из-за упорно распространяемых слухов об участии в сражениях на стороне Чаушеску коммандос из этих стран. В конце концов, ПСД выдвинула вполне приемлемого кандидата Сорина Гриндяну.
После его назначения премьер-министром, социал-демократы решили реабилитировать своих вождей, скомпрометированных разными способами, из-за разного рода обманов: бывший лидер Виктор Понта — из-за фальшивого диплома кандидата наук, нынешний Ливиу Драгня — из-за скупки голосов. Скандальный законопроект об амнистии, который довел до непрекращающихся демонстраций в центре Бухареста, противопоставил коррумпированный политический класс гражданскому обществу. Пока дошло до отставки только непосредственного виновника — министра правосудия Флорина Йордаке: как он сам сказал, не раскаялся, однако уступил под нажимом общественного мнения. Демонстранты тем временем требуют отставки всего правительства и проведения новых парламентских выборов. От такого сценария предостерег право-консервативный президент Клаус Йоханнис, выдвиженец Национально-либеральной партии (ПНЛ) — бывший мэр города Сибиу, немецкого происхождения. Видимо, консерваторы в его лице хотят отдохнуть немножко от власти, пока социал-демократы полностью себя не скомпрометируют. Этот момент не отдален во времени.
Международная ситуация для Бухареста тоже сложилась невеселая. Все румынские соседи (кроме Украины), кто раньше, кто в 2016 году, сменили геополитическую ориентацию. Сербский президент Томислав Николич и венгерский премьер-министр Виктор Орбан давно не скрывали своей лояльности России. К ним осенью прошлого года практически одновременно присоединились новоизбранные президенты Болгарии — Румен Радев и Молдавии — Игорь Додон. И если новый болгарский президент не ставит под сомнение добрососедские отношения с Румынией и даже собирался нанести визит в Бухарест (помешали именно антиправительственные демонстрации, к которым присоединился и президент Клаус Йоханнис), молдавский президент продемонстрировал открытые антирумынские установки, лишив молдавского гражданства бывшего президента Траяна Бэсеску. Последний снова избрался в румынский парламент и долго будет мстить Додону за эту обиду. Будет также тянуть Румынию к англо-саксонскому и латинскому сообществам, в противовес России и Германии. Конечно, его преемник на посту Клаус Йоханнис вряд ли это позволит — он ориентирован на Берлин и Вену, откуда вышли его дальние предки.
Заявление Боцана-Харченко прозвучало в самый неудобный момент для румынского политического класса. Оно, можно сказать, замкнуло кольцо враждебных соседей и сделало страну заложницей самых агрессивных милитаристских кругов НАТО. Вне зависимости от того, смогут ли румынские деятели наладить отношения с новым президентом США Дональдом Трампом, Румыния уже является объектом военно-политического противостояния между Россией и Западом. Роль незавидная, в свете улучшения отношений между Вашингтоном и Москвой. Официальный Бухарест перешел красную линию, после которой пока не видно пути назад. Румынская общественность пока не осознает, что создание базы ПРО в Девеселу сделало Румынию мишенью российских ракет. Вряд ли это нужно румынскому народу, истинные интересы которого начинают расходиться с интересами политического класса Румынии.
Партнерами Бухареста в Восточной Европе по идее остаются Украина, Беларусь, Польша, Хорватия, с их антироссийскими установками. Однако, территориальный спор с Украиной затрудняет конструктивный диалог между ними.
Изоляция Румынии обеспокоила виднейшего румынского геополитика, директора Института политических наук и международных отношений Румынской академии (наук) Дана Дунгачиу. В своей новой статье «Что передал Румынии Путин через Додона» в престижной бухарестской газете «Адевэрул» («Правда») он выражает свою нарастающую тревогу из-за укрепления связей между Москвой и Будапештом. Он считает, что это происходит, прежде всего, за счет Румынии, тем более, что к союзу Путина и Орбана присоединяется и Додон, как младший партнер.
Можно добавить, что в случае возвращения на пост премьер-министра (что весьма вероятно) после парламентских выборов в Болгарии 26 марта 2017 года, Бойко Борисов тоже присоединится к этому союзу: он называет Орбана «моим товарищем» и констатирует: «Путин нас любит!». Еще и некоторые антироссийские СМИ в Софии распространяют слова бывшего до января 2017 г. директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонида Решетникова, что Россия предпочитает работать именно с партией Борисова «Граждане за Европейское Развитие Болгарии» (ГЕРБ), а не с социалистами, которые выдвинули в президенты Радева. То есть, так или иначе, с юга опять «наступает» Россия.
Единственным выходом для правящих кругов в Бухаресте является поиск компромисса с Москвой. Хватит быть наконечником копья (чем собственно и является база противоракетной обороны в румынском городке Девеселу) идеологизированной американской «исключительности» бывшего президента Барака Обамы. Его уж нет и он «далече»! Америка, главный спонсор официального Бухареста любой партийной окраски, меняется на глазах. А вот официальный Бухарест этого пока не ощущает.
Пора вновь торговать — вот лозунг дня! И новый посол РФ в Румынии Валерий Кузьмин, организуя конференцию румынских предпринимательских кругов в Москве весной с.г., о чем он, в частности, рассказал на днях в интервью «Адевэрул», совершенно прав. Он даже конкретно назвал самую популярную румынскую продукцию в России: мебель. Экономика должна улучшить взаимоотношения. Никто не призывает к взаимной любви, но и враждовать друг с другом, будучи соседями, — это абсолютное безумие.
И особая ответственность лежит не только на политиках, но и на политологах. Многие румынские политологи выступают в местной прессе с откровенно безумной пропагандой в духе несчастного Джеймса Форрестола, первого министра обороны США, после отставки попавшего в психиатрическую клинику, где в 1949 г. выбросился из окна с криками «Русские идут, русские идут! Они везде. Я видел русских солдат». И не секрет, что массовое сознание в Румынии в немалой степени отравлено такой параноидальной пропагандой.
EurAsia Daily. 13.02.2017