Россия может пересмотреть безвизовый режим со странами СНГ
Виктория Панфилофа
Президент России Владимир Путин за два дня посетил три центральноазиатские страны. Сегодня в Бишкеке он встретится с киргизским коллегой Алмазбеком Атамбаевым. Вчера же российский лидер побывал в Алма-Ате и Душанбе. Главными вопросами на встречах Путина с коллегами были вопросы безопасности и развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
«На территории Сирии скопилось огромное количество боевиков – выходцев из республик бывшего Советского Союза и из самой России. Счет идет на тысячи… По данным Генштаба, по данным наших специальных служб, ФСБ например, примерно до 4 тыс. из России и тысяч 5 – из республик бывшего Советского Союза», – заявил президент РФ накануне поездки в Центральную Азию – в День защитника Отечества. Он уточнил, что, борясь с терроризмом на территории Сирии, военные напрямую способствовали безопасности России, так как у нее безвизовый режим с бывшими странами Советского Союза.
Тема безвизового режима была продолжена на переговорах Владимира Путина с президентами Казахстана, Таджикистана, Киргизии – как поддержать уровень безопасности в условиях свободного перемещения людей по огромному пространству ЕАЭС? Сегодня в альянсе пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения с ВВП, исчисляемым триллионами долларов. К ним может добавиться Таджикистан. Центральноазиатский вояж Владимира Путина начался с Казахстана. С одной стороны, это целесообразно географически, с другой – своеобразная дань тому, что именно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще в 1994 году выступил с идеей создания Евразийского союза, а также трансформации этого государства в центр большой политики. В Астане решалась ядерная проблема Ирана. Именно в Астане за стол переговоров удалось посадить официальный Дамаск и вооруженную сирийскую оппозицию. Владимир Путин считает, что межсирийские переговоры в Астане заложили главный фундамент для переговоров в Женеве – создан механизм контроля за режимом прекращения огня. «Казахстанская сторона сыграла очень положительную роль, и не только как хозяин, как организатор этого мероприятия, но и повлияла действительно на положительные результаты встречи в Астане», – сказал российский президент на встрече с Нурсултаном Назарбаевым, отметив, что исходящая из Сирии угроза все еще не ликвидирована.
Известно, что Владимир Путин просто так ничего не говорит. Эксперты считают, что если речь идет об отмене безвизового режима, то ЕАЭС можно хоронить. Это противоречит всем глобальным идеям Кремля и режиму самого ЕАЭС, гарантирующему свободное перемещение товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Тем не менее вопрос установления визового режима со странами Центральной Азии, Украины все-таки обсуждается на различном уровне: в российском политическом истеблишменте, силовых структурах, а также экспертном и гражданском сообществе. До какой степени его можно обсуждать, чтобы не навредить отношениям между странами? Это выясняется. К Казахстану, безусловно, ужесточение правил перемещения не относится. Но о Таджикистане этого скорее всего сказать нельзя.
Визит главы РФ в Душанбе, как сказал «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, очередной раз продемонстрирует лояльность Москвы к таджикскому президенту Эмомали Рахмону, тем самым положит конец попыткам дворцового переворота и одновременно обозначит намерение России более активно действовать в зоне своих интересов. Владимир Путин сообщил, что в ходе переговоров с таджикским коллегой найдено решение, связанное с амнистией мигрантов, допустивших ранее нарушения в РФ. Таких, по мнению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, может быть около 200 тысяч человек. Глава РФ также вручил Эмомали Рахмону орден Александра Невского и назвал Таджикистан важнейшей страной в решении региональных проблем безопасности, а также напомнил, что в этом ей помогает военная база РФ. «Для нас позиция Таджикистана по региональным проблемам очень важна. В этом смысле считаю Таджикистан ключевой страной по поддержанию безопасности, стабильности в регионе. Как известно, здесь функционирует наша военная база, которая призвана обеспечить безопасность и Таджикистана, и южных рубежей Российской Федерации», – заявил Путин.
Научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин считает, что Россия заинтересована в присоединении Таджикистана к ЕАЭС, но при определенных условиях. Для Москвы важно сохранить безопасность на южных рубежах всего СНГ, не допустить проникновения экстремизма в Таджикистан и в целом в страны Центральной Азии и Россию. «В сотрудничестве с Душанбе мог бы использоваться позитивный опыт Киргизии в рамках ЕАЭС с точки зрения приведения в порядок миграционных потоков. Но поскольку Таджикистан является приграничной страной, то здесь важно, чтобы все это происходило в комплексе с усилением мер по защите безопасности и активизации сотрудничества в охране таджикско-афганской границы», – сказал «НГ» Станислав Притчин.
Поэтому Москва ждет от Душанбе встречного шага. Не исключено, что на переговорах будет принято политическое решение о вступлении Таджикистана в интеграционный союз. Это автоматически сняло бы вопрос трудовой миграции, обеспечило участие Таджикистана в формировании единого рынка товаров и услуг, его доступ к финансовым ресурсам и новым инвестиционным проектам. Неучастие же Таджикистана в ЕАЭС ведет к постепенно сужающемуся рынку труда в России и Казахстане и поставит таджикских мигрантов в более сложное положение в сравнении с выходцами из Киргизии и Армении – они, как известно, в России не считаются мигрантами, а являются «трудящимися ЕАЭС». Власти Таджикистана, безусловно, в курсе того, что около 270 тыс. сограждан находятся в «черном списке» российского миграционного ведомства и им запрещен въезд в РФ на срок от 5 до 10 лет.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев также считает, что в Душанбе в качестве главного, но не обязательно публично декларируемого рассматривался вопрос о вступлении Таджикистана в ЕАЭС. «Но Душанбе, это видно по выступлениям чиновников и экспертов, подходит к вопросу осторожно. Таджики понимают, что стратегически эта интеграция необходима. Но перед глазами пример Киргизии, где пока негативные последствия превалируют над позитивными. Возникает вопрос, что важнее: отдаленные стратегические успехи или сиюминутное удержание экономической ситуации, которое неуклонно будет все равно ухудшаться», – сказал «НГ» Александр Князев. Эксперт считает, что Россия хотела бы контролировать сферу безопасности на афганском направлении, не только в Таджикистане, но и в соседней Туркмении, поскольку это вопрос безопасности и самой России, и каспийской акватории, и Казахстана.
Что же касается визита Путина в Бишкек, то, по мнению экспертов, «российскому президенту лучше было бы взять паузу и лишний день покататься на лыжах в Чимбулаке в компании с президентом Казахстана». Бишкек встретил Владимира Путина митингами. Накануне был арестован лидер партии «Ата-Мекен», депутат парламента Омурбек Текебаев. Александр Князев не исключает, что это был своеобразный расчет президента Атамбаева, приуроченный к визиту Путина, у которого нужно выпросить поддержку для своего преемника на президентских выборах.
Киргизский политик Равшан Джеенбеков называет это совпадением. «Наша власть эмоциональна, у нее не бывает четких расчетов, системных планов. Президент Атамбаев хотел отомстить своему оппоненту, и он отомстил», – сказал «НГ» Джеенбеков. Что же касается визита Путина в регион, то, по мнению Джеенбекова, из всех зон российского влияния более-менее верной Москве остается только Центральная Азия, и президент Путин, возможно, решил лично «осмотреть» эту зону влияния. В таком случае было бы неправильно не заехать в Киргизию хотя бы на полдня. «Но при всем этом я не вижу таких важных на сегодня вопросов, которые можно было бы обсудить на таком высоком уровне. Россия не финансирует бюджет Киргизии. Бюджет трещит по швам. Запланированные ГЭС не построены. Руководство Киргизии ведет многовекторную политику. Особое внимание уделяется Китаю и ЕС. Наверное, в этой плоскости будут вестись разговоры. Путин хочет, чтобы Киргизия оставалась в сфере влияния России», – сказал Джеенбеков.
По итогам переговоров Владимира Путина в странах Центральной Азии не было подписано ни одного обязывающего РФ документа.
Независимая газета. 27.02.2017