Референдум Порошенко: PR или реальность?
Александр Гущин
Начало 2017 г. ознаменовало собой резкое обострение ситуации на Юго-Востоке Украины. Эскалация боевых действий в районе Авдеевки вновь поставила украинский кризис на первые строчки новостей. На этом фоне прозвучало заявление президента Петра Порошенко о планах провести референдум о вступлении Украины в НАТО.
Это заявление стало неожиданным. Несмотря на то, что тематика евроатлантического вектора все время муссируется в Украине, в последнее время в виду отсутствия серьезных успехов в этом направлении, вопросы о членстве в ЕС и НАТО отошли на второй план. Тем более, в условиях изменения международной обстановки в контексте итогов выборов США. И вот на этом фоне глава государства сделал заявление о вступлении в НАТО.
Самый простой вывод, который можно сделать – это охарактеризовать заявление Порошенко как неадекватное сложившемуся положению и той политической реальности, в которой сейчас находится Украина. Тем не менее, не все так однозначно.
Заявление президента Украины имеет несколько измерений. Внешнеполитическое измерение тесно связано с трансформацией общей международной обстановки. Совершенно очевидно, что украинскому руководству необходимо как можно скорее выстроить отношения с новой американской администрацией, позиционируя себя как верного союзника. В случае проведения референдума, даже несмотря на несогласие самого НАТО на вступление в него Украины, аргументация украинских властей будет более сильной, ведь это будет уже не позиция самой власти, а большинства общества. Конечно, сам факт референдума не приведет к вступлению, и Порошенко прекрасно понимает, что в обозримой перспективе никакого вступления не будет, но, тем не менее, он занимает четкую позицию и сигнализирует об этом Западу. Само же вступление в реальности невозможно, и не только по причине наличия у Украины вооруженного конфликта, но и – главным образом – потому что такое вступление вызовет серьезный виток напряженности Запада и России.
Однако, более важное значение заявление президента имеет с точки зрения внутриполитической ситуации. В этом плане Порошенко своим заявлением стремится обозначить себя сторонником той позиции, которая на данный момент времени объединяет значительную часть украинского обществ, по разным оценкам от 40 до 60 процентов граждан выступает сегодня за вступление в НАТО, что в условиях вполне вероятных парламентских выборов способно дать президенту определенные очки, особенно на фоне обострения на Донбассе. Вопросы безопасности вновь выступают на первый план для общества, в то время как никаких серьезных успехов в области экономики и борьбы с коррупцией не наблюдается.
В то же время, даже если референдум будет проведен, он, естественно, будет носить рекомендательный характер, однако даже сам факт его проведения вполне способен обострить внутриполитическую ситуацию, когда значительная часть оппозиции, и часть общества, настроенных на примирение с Москвой, выступят резко против. Это позволит Порошенко вновь попытаться возглавить пронатовский вектор и на этом фоне выглядеть гарантом невыпадения Украины из-под влияния Запада. Тем не менее, сегодня инициатива президента Порошенко пока может расцениваться скорее как PR-ход. Официально на законодательно-правовом уровне не зафиксирован курс Украины на вступление в НАТО. Во всех нормативно-правовых документах – Концепции национальной безопасности или Военной доктрине – подчеркивается, что Украина будет приближаться к стандартам НАТО, но нет речи о вступлении в организацию.
Естественно, что президент Украины прекрасно осведомлен об объективных реалиях и о позиции самого НАТО, как и о том, что внутри самого НАТО нет единства относительно политики в отношении Москвы. Но, тем не менее, внутриполитическая конъюнктура заставляет украинского президента искать возможности для укрепления своих позиций, и для этого вполне подходит тематика референдума, который ни к чему президента в принципе не обязывает. На внешней же арене альтернативы демонстрации неизменности своего курса для Порошенко практически нет, даже если некоторые партнеры и выскажут раздражение от навязчивости украинского лидера, стратегически расчет делается на то, что Украина потенциально будет слишком важна и нужна как потенциально сдерживающий Россию фактор.
Политком.RU. 03.02.2014