Почему соглашение СЕТА важно
Алексей Портанский
15 февраля в Страсбурге Европарламент одобрил Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение (СЕТА) между ЕС и Канадой. «За» проголосовали 408 депутатов, «против» 254 и 33 воздержались. На переговоры по Соглашению ушло около шести лет, 30 октября 2016 г. оно было подписано. Теперь предстоит процесс его ратификации во всех национальных и региональных парламентах Евросоюза и Канады, на что может уйти несколько лет. Однако после ратификации Соглашения Европарламентом и практически завершившимся его одобрением канадскими законодателями, оно, как ожидается, может вступить в силу на основе временного протокола уже в апреле с.г. Точнее, вступят в силу те положения СЕТА, которые относятся к компетенции Европарламента, т.е. бóльшая часть документа. Соответственно, положения, относящиеся к компетенции национальных парламентов, вступят в силу только по завершении процесса ратификации в государствах-членах ЕС.
В общеевропейской повестке это событие стало не столь ярким, если поставить его в ряд с перипетиями предвыборной борьбы во Франции, продолжением острых дискуссий по Брекзиту, наконец, не вполне ясными перспективами отношений Евросоюза с США при администрации Д. Трампа. Но если в перечисленных темах концентрируются нынешние проблемы Евросоюза, то реализация СЕТА – новость явно позитивного характера по целому ряду аспектов.
Приход Дональда Трампа среди прочего практически обрушил проект Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) – шансы на продолжение соответствующих переговоров между Брюсселем и Вашингтоном невелики. В этих условиях Брюссель и Оттава продемонстрировали, что масштабная трансатлантическая торгово-экономическая сделка не только возможна и логична, но и несет выгоду обеим сторонам. В своем обращении к европарламентариям по случаю ратификации Соглашения премьер-министр Канады Джастин Трюдо подчеркнул, что СЕТА является самым прогрессивным торговым соглашением когда-либо заключавшимся Оттавой или Брюсселем. СЕТА устанавливает высочайшие стандарты современной торговли, подчеркнул он.
Иными словами, Соглашение реализует то, что было заложено изначально в двух известных торговых мегапроектах – Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и уже упомянутом ТТИП. Причем в ТТП высокие торговые стандарты XXI века, как не без гордости еще недавно подчеркивал экс-президент США Б. Обама, были в результате переговоров все-таки достигнуты, однако теперь судьба партнерства в связи с недавним выходом из него Вашингтона по указу Трампа остается неопределенной.
Положения подписанного документа затрагивают торговлю товарами, услугами, инвестиции, госзакупки, вопросы окружающей среды и трудовых стандартов, госпредприятия, электронную торговлю, устойчивое развитие. При этом в ряде из перечисленных вопросов СЕТА действительно идет дальше, чем нормы ВТО, что собственно и является подтверждением высоких стандартов документа.
В торговле товарами отменяются импортные тарифы на 99% промышленной продукции, хотя пошлины на наиболее чувствительные товары, - такие как автомобили, гражданские суда, - будут снижаться постепенно до полного их обнуления в течение определенного периода. Аналогичным образом подлежит либерализации торговля сельскохозяйственной продукцией: Канада и ЕС отменяют импортные пошлины соответственно на 91,7% и 93,8% сельхозтоваров. Что касается особо чувствительных товаров, то здесь возможно применение тарифных квот либо полное исключение этих товаров из снижения тарифов.
Ряд глав документа посвящен упрощению регулирования торговли услугами, включая услуги морского транспорта, финансовые, телекоммуникационные, туристические услуги, временный въезд по делам бизнеса, взаимное признание профессиональной квалификации. Впервые в истории Канада открывает перед зарубежным партнером свой рынок госзакупок как на федеральном, так и на региональном уровне.
Наиболее тонким и чувствительным пунктом Соглашения считается выработанный порядок рассмотрения споров инвестор-государство в создаваемом инвестиционном суде вместо планировавшего ранее специального механизма разрешения споров инвестор-государство. Инвестиционный суд будет состоять из 15 судей, назначаемых Евросоюзом и Канадой. Наличие такого суда должно позволить предприятиям подавать жалобу против государства, проводящего политику, противоречащую интересам данного предприятия и требовать компенсации ущерба. Как полагают эксперты, наличие такого органа будет способствовать более широкому вовлечению в международную торговлю малого и среднего бизнеса. Вместе с тем в ЕС высказываются опасения в отношении будущего судебного органа. Так, представители Бельгии намереваются со временем, когда данная судебная инстанция будет выстроена, обратиться в Европейский суд с тем, чтобы убедиться, насколько создаваемый орган будет соответствовать европейскому праву.
Канада и Евросоюз – естественные партнеры. В Европе канадцев воспринимают как наиболее близких по духу североамериканцев. Но для Евросоюза нынешнее заключение трансатлантической сделки имеет особое значение. До сих пор не прояснившиеся последствия Брекзита и опасения возможного повторения аналогичного шага другими членами сообщества, открытая демонстрация Вашингтоном своего неверия в будущее ЕС с намерением переориентироваться на двусторонние отношения с европейскими государствами вместо традиционных отношений США-ЕС, наконец, проявляемое самими европейцами беспокойство относительно будущего европроекта – все это неминуемо подтачивает вековое самоощущении Европы как важнейшего центра современного миропорядка. В этих обстоятельствах подписание важнейшего документа с крупным внешним партнером, каковым является Канада, подтверждает, что ЕС по-прежнему способен проводить эффективную общую торговую политику, подтверждая таким образом свои позиции и свою роль как единого блока в глобальной экономике и мировом сообществе.
Наконец, СЕТА демонстрирует, что слухи о кончине глобализации явно преувеличены. Она продолжается, ибо отражает объективные потребности современной мировой экономики. Это не значит, что не существует противоположных процессов – деглобализации, однако они явно слабее и локальнее. Ибо взаимозависимость экономик в современном мире достигла такого уровня, что обратный процесс грозил бы непредсказуемыми последствиями для всех.
Сказанное дает основания полагать, что соглашение СЕТА, которое вскоре вступит в силу по временному протоколу, действительно важно и не только для ЕС и Канады.
ИМЭМО РАН. 20.02.2017