Первые внешнеполитические шаги нового президента Болгарии
Николай Подчасов
30 января РИА Новости опубликовало статью под названием «Президент Болгарии опасается, что США наладят диалог с Россией». Из текста этой статьи становится ясно, что президент опасается вовсе не диалога между США и Россией, а того положения, в котором в результате этого диалога окажется Европейский союз. Тем не менее, сам факт выхода такой статьи актуализирует вопрос о внешнеполитических приоритетах нового болгарского президента. В этой связи хотелось бы дополнить эту дискуссию некоторыми конкретными замечаниями.
Бывший глава ВВС Болгарии генерал Румен Радев 13 ноября 2016 года победил во втором туре президентских выборов. 22 января 2017 года он вступил в должность и уже 24 января подписал указ о роспуске парламента и назначении парламентских выборов на 26 марта. В связи с уходом в отставку правительства новый президент тем же указом от 24 января объявил состав служебного правительства, в задачу которого входят организация выборов и управление страной до того момента, когда будет сформирован политический кабинет.
Состав назначенного Радевым служебного правительства вызвал положительные отзывы практически всех политических партий, что для болгарской политической жизни следует признать явлением уникальным. Радеву удалось подобрать команду таким образом, что кабинет оказался равноудаленным от всех политических партий. В то же время назначенные им министры являются бесспорными профессионалами в своей области, большинство имеют опыт работы по своему профилю в государственном аппарате, что подчеркивает преемственность политической власти.
Особый интерес представляет глава внешнеполитического ведомства. На этот пост Радевым назначен Р.Найденов, занимавший должность посла Болгарии в Берлине. Его профессиональный опыт составляет резкий контраст с бэкграундом предыдущего министра иностранных дел Д.Митова, внешнеполитический стаж которого сводился к работе представителем Национального демократического института США (US National Democratic Institute). Главой болгарского МИД Митов был назначен предшественником Радева Р. Плевнелиевым – президентом, девизом правления которого стала защита «евроатлантической ориентации» Болгарии. Складывается впечатление, что критерием выбора кандидатуры на пост служебного министра иностранных дел Плевнелиева являлся не профессионализм, а верность «евроатлантическому курсу». Представляется, что новый президент в этом отношении проявил более взвешенный подход.
В интервью Deutsche Welle, опубликованном 27 января, новый глава болгарского МИД так обозначил свои задачи: «В отношении внешнеполитических приоритетов будет соблюдаться преемственность. Она основывается на принадлежности к евроатлантической системе ценностей, нашедшей формальное выражение в членстве нашей страны в двух важных интеграционных общностях – в Европейском союзе и НАТО. Важно, чтобы наша страна продолжила оставаться надежным партнером и для государств за пределами указанных интеграционных общностей, сообразно нашим экономическим и политическим интересам». На уточняющий вопрос о перспективе болгаро-российских отношений Найденов ответил, что «Болгария заинтересована в партнерских отношениях, и это – основная линия в её политике, в том числе по отношению к России и Украине».
Слова нового министра иностранных дел можно рассматривать как развитие тех позиций, которые были сформулированы президентом Радевым в ходе предвыборной кампании. Тогда генерал однозначно заявлял о своей поддержке членства Болгарии в ЕС и НАТО. Однако основное внимание комментаторов привлек его тезис о защите национальных интересов. Радев настаивал, что в формулировании задач внешней политики на первом месте должны стоять интересы Болгарии, а не интеграционных сообществ, членами которых она является. Такая позиция представляет резкий контраст политике его предшественника Плевнелиева, и нет ничего удивительного, что некоторые зарубежные и болгарские СМИ поспешили объявить Радева «пророссийским» кандидатом.
Такой поспешный вывод нельзя признать соответствующим действительности. Различие внешнеполитических подходов Плевнелиева и Радева состоит не в том, что первый, якобы, ориентирован на США, а второй – на Россию. Позиции как одного, так и другого болгарского президента далеко не так однозначны, и лучше всего это видно из открытого послания Д.Трампу, которое Плевнелиев подписал вместе с рядом других европейских политиков. В этом письме 17 европейских политических ветеранов высшего эшелона (действующим должностным лицом на тот момент являлся только Плевнелиев – ему оставалось меньше двух недель до конца полномочий) сочли необходимым предупредить американского президента о последствиях возможной сделки с Россией по украинскому вопросу. Они утверждали, что такой шаг подорвал бы международный авторитет США и их связи с европейскими союзниками, которые, по мнению авторов, являются «настоящим источником величия Америки». Из тона письма становится очевидно, что приоритетом Плевнелиева и других подписавших письмо деятелей является отнюдь не национальные интересы США, которые Трамп и намерен защищать, а определенный миропорядок, олицетворением которого в значительной степени выступала администрация предыдущего американского президента.
Аналогично, для президента Радева, если судить по сделанным на данный момент заявлениям, главной задачей внешней политики является защита никак не российских, а собственно болгарских интересов, которые, однако, совсем не обязательно должны совпадать с коллективными интересами членов ЕС и НАТО. В частности, Радев высказал мнение, что вопрос об антироссийских санкциях должен рассматриваться Болгарией в первую очередь с точки зрения своих экономических интересов, а не «евроатлантической солидарности», а вопрос о признании Крыма – с позиции защиты интересов проживающих в Крыму болгарских граждан. Когда в ходе предвыборных дебатов оппонент Радева указала ему на несоответствие его утверждений общей политике Евросоюза, генерал и будущий президент нисколько не смутился, заявив, что в общую позицию Евросоюза он вписывается ровно так, как надо.
Визит Радева в Брюссель – его первая заграничная поездка в качестве президента – подтверждает, что он остается верен тем позициям, которые обозначил в своей предвыборной кампании. Так, перед встречей с генеральным секретарем НАТО Й.Столтенбергом Радев заявил, что усиление НАТО (о котором говорил Столтенберг) должно идти рука об руку с углублением политического диалога с Россией, чтобы избежать конфронтации и непонимания, и что основные угрозы сегодняшнего дня (терроризм, ДАИШ [ИГИЛ - организация запрещенная в РФ]) могут быть преодолены только при согласованных действиях России и НАТО. Он также подчеркнул важность для Болгарии участия в учениях альянса: «Для нас участие в учениях НАТО важно не только с точки зрения повышения безопасности в нашем регионе. Оно исключительно важно с точки зрения повышения боеспособности болгарских вооруженных сил, потому что в каждом таком учении мы осваиваем новые тактики, техники и процедуры». Т.е. в отличие от Плевнелиева, Радев не считает членство в НАТО самоцелью, а видит в нем способ наращивания собственного военного потенциала Болгарии.
За несколько дней до посещения Брюсселя Радев дал интервью влиятельному интернет-ресурсу EurActiv. Именно это интервью послужило поводом для публикации РИА Новости. В нем он в очередной раз повторил свой тезис о том, что политика Болгарии должна формулироваться внутри страны и отстаиваться перед зарубежными партнерами, а не наоборот, как иногда было в последнее время. Он выразил надежду, что ему удастся наладить прагматичные и взаимовыгодные отношения с лидерами США, России и Китая. Наконец, отвечая на вопрос о своем отношении к антироссийским санкциям, Радев сказал буквально следующее (приведем цитату полностью):
«Что касается санкций, то я не вижу в чем их практическая польза, в то время как потери от них очевидны. Я боюсь, что новая администрация США восстановит диалог с Россией, а Европейский союз останется заложником санкционной войны».
РИСИ. 07.02.2017