Молдова–НАТО: кролик бежит от удава

Илья Киселев

Баланс сил в Европе после 1945 г. и до распада СССР поддерживался за счет противостояния двух военных блоков – НАТО и Варшавского договора. Прекращение деятельности последнего и процесс объединения восточной и западной частей Германии в единое государство сопровождались выводом советских войск из мест дислокации в странах Восточной Европы. При этом тогдашнее руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым не озаботилось закреплением гарантий западных стран о нераспространении сферы влияния НАТО на восток в четкой юридической форме, что впоследствии привело к расширению альянса не только вплоть до западных границ бывшего СССР, но и до границ Российской Федерации.

Бывшие советские республики, ставшие независимыми государствами, поначалу рассматривались в качестве санитарного кордона между Россией и НАТО, но постепенно и они стали втягиваться в сферу влияния последнего не только путем установления военных связей, но и посредством различных политико-экономических программ. Одной из таких программ является «Восточное партнерство», направленное на переориентацию хозяйственно-экономических, политических и культурных связей с Востока на Запад.

Классическим примером в этом плане может служить Молдова. Один из политических аналитиков назвал эволюцию ее взаимоотношений с НАТО "ползучей экспансией". Все начиналось достаточно гуманитарно и невинно – с утилизации просроченных пестицидов, противопехотных мин и поддержки загибающегося молдавского научного сообщества.

В 1994 г. НАТО инициировало программу "Партнерство во имя мира" (PfP), которая официально была направлена на укрепление доверия и осуществление мер по достижению большей безопасности в мире, а неофициально стала действенным инструментом расширения альянса. Почти сразу же после ее принятия в январе 1994 г. президент Мирча Снегур объявил о готовности Молдовы присоединиться к программе "Партнерство во имя мира", а уже 16 марта подписал рамочный документ PfP.

С 1997 г. РМ устанавливает контакты с НАТО на постоянной основе: чрезвычайный и полномочный посол Молдовы в Бельгии становится и представителем в НАТО. Тогда же Молдова вступает в ряд дочерних подразделений Североатлантического альянса. До поры до времени взаимоотношения РМ с НАТО ограничивались в основном научно-экологическим сотрудничеством.

С 1994 г. Молдова начинает участвовать в научных мероприятиях, организованных при поддержке НАТО. В 1999 г. сотрудничество Академии наук Молдовы и альянса позволило создать информационную сеть АНМ. Тогда же была создана Ассоциация научно-образовательной сети RENAM, которая на деньги Евросоюза и НАТО начала работу по подключению к Интернету вузов, школ, библиотек, музеев, медицинских учреждений.

Молдова подписывает с НАТО меморандум о взаимопонимании по вопросу безопасного уничтожения окислителя жидкого ракетного топлива – меланжа и ликвидации противопехотных мин и снарядов. Для создания специальной химической лаборатории, проводившей исследования в этом направлении, молдавская сторона получила $3 млн. А в 2003-2004 гг. при финансовом содействии НАТО в РМ был развернут проект по уничтожению непригодных пестицидов "Химические вещества в Молдове".

"Гуманитарный" этап взаимоотношений Молдовы и НАТО закончился где-то в 2003-2004 гг. После того как молдавская сторона сорвала подписание меморандума Козака, отношения между Кишиневом и Москвой резко охладели. А вот сотрудничество с НАТО и ЕС заметно активизировалось. Роль своеобразного катализатора при переходе от гуманитарного этапа к военному сыграл саммит стран Совета Североатлантического сотрудничества, состоявшийся в июне 2004 г. в Стамбуле, на котором было принято решение о том, что НАТО в первоочередном порядке будет оказывать помощь тем странам, которые внедрят у себя так называемые Планы действий – индивидуальные, по борьбе с терроризмом или по созданию оборонительных организаций. Молдова выбрала индивидуальный План действий (IPAP), который и был утвержден правительством в мае 2006 г.

По сути, это был механизм по интегрированию страны в Североатлантический альянс: документ предусматривал реформирование всей системы безопасности и обороны Молдовы на принципах НАТО, а к 2010 г. – перевод национальной армии на натовские стандарты.
Однако при разработке и утверждении IPAP альянс стремился контролировать и направлять не только военную сферу. В декабре 2006 г. правительство утвердило Национальную программу внедрения Индивидуального плана действий Молдова – НАТО на 2006-2009 гг. Стоимость ее мероприятий была оценена в 1,2 млрд леев.

После того как в 2009 г. к власти пришла прозападная коалиция, необходимость "в формальных ограничениях для расширения сотрудничества с НАТО", как говорили эксперты, отпала, и началось стремительное сближение страны с альянсом. В 2010 г. Молдова передала Румынии – члену НАТО базу данных своего населения.

В апреле 2013 г. парламент ратифицировал двустороннее соглашение с Евросоюзом об участии в операциях ЕС по управлению кризисами. Таким образом, Молдова официально согласилась участвовать не только в миротворческих, но и в военных международных миссиях.

В 2014 г., на саммите НАТО в Уэльсе Молдова, присоединилась к так называемой Платформе совместимости операционных партнеров НАТО, главной целью которой было объявлено "эффективное взаимодействие между солдатами разных стран, участвующих в операциях". А для того чтобы обеспечить это самое "эффективное взаимодействие", нужно, чтобы военнослужащие разных стран были одинаково обучены и экипированы. То есть полностью соответствовали стандартам НАТО.

В 2015 г. министры обороны стран - членов альянса утвердили пакет мер под названием "Консолидация обороноспособности для Молдовы". А согласно Индивидуальному плану сотрудничества РМ – НАТО на 2014-2016 гг., "в силовых органах власти Молдовы, включая спецслужбы, Министерство обороны и Высший совет безопасности, отныне появятся постоянные советники от ЕС". Официальный Кишинев также обязался развивать современные наземные силы противовоздушной обороны, организовать систему воздушного наблюдения и начать переговоры об обмене секретной информацией с ЕС.

Все эти действия и шаги предпринимались несмотря на то, что в Конституции четко и однозначно зафиксирован статус Молдовы как нейтрального государства.

В конце ноября 2016 г. Молдова подписала соглашение об открытии Бюро НАТО в Кишиневе. Подписи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе поставили премьер-министр Молдавии Павел Филип и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Документ был ратифицирован парламентом в декабре и вступил в силу до инаугурации нового президента Игоря Додона. Спешка, с которой подписывался и ратифицировался этот документ, неслучайна. Избранный президентом Молдовы в ноябре прошлого года И. Додон заявил о своей категорической приверженности соблюдению Молдовой нейтралитета не только на бумаге, но и на деле.

И это, по мнению президента, должно проявляться в т.ч. в сбалансированной внешней политике. Именно с этой целью одним из главных приоритетов было объявлено восстановление нормальных межгосударственных и экономических отношений с Россией, которые пострадали вследствие подписания Молдовой договора об ассоциации с Евросоюзом.

В этом плане показательны те реальные шаги, которые предпринял И. Додон. Уже через неделю после инаугурации по инициативе нового президента был отправлен в отставку министр обороны Анатол Шалару, который всячески продвигал программы сотрудничества Молдовы и НАТО. Следующим шагом И. Додона как главнокомандующего стал отказ в подписании приказа об участии подразделений молдавской армии в учениях НАТО, которые проходили в этом месяце на территории Румынии.

Сознавая необходимость принципиального решения вопроса об упрочении нейтралитета республики, Додон поднял этот вопрос во время своего официального визита в Брюссель. В ходе визита, помимо встреч молдавского президента с руководством Евросоюза, состоялась также встреча с заместителем генерального секретаря НАТО Роуз Геттемюллер. Во время встречи И. Додон поблагодарил за реализованные проекты, подчеркнув в то же время, что они «не должны касаться военного сотрудничества, а учитывать нейтралитет Республики Молдова», и предложил НАТО подписать официальный документ о признании конституционного нейтралитета Молдовы. Было принято решение инициировать консультации между экспертами по этому вопросу.

Игорь Додон призвал руководство НАТО в лице Роуз Геттемюллер не торопиться с открытием офиса в Кишиневе

Две различные ветви власти Молдовы проводят сегодня фактически противоположный курс по участию страны в военных программах НАТО. И если проевропейские силы обладают практически всей полнотой власти, то полномочия президента довольно ограничены. Тем не менее даже в этих условиях И. Додону удается сделать немало в плане противостояния втягиванию страны в военные программы НАТО. В перспективе при победе на предстоящих в следующем году парламентских выборах достаточно велики шансы прихода к власти политических сил, которые окажут поддержку президенту в его борьбе за поддержание нейтралитета Молдовы.

____________________________

Фото http://a-tv.md/index.php?newsid=26444

Ритм Евразии. 24.02.2017

Читайте также: