Международный слет рисков
Татьяна Гришина, Татьяна Едовина
Как стало известно "Ъ", в ЕАЭС готовится создание общей перестраховочной емкости для стран содружества — госкомпании или "трансграничной компании в виде частно-государственного партнерства", с которой страховые компании смогут разделить часть принятых на себя рисков. Участники российского рынка скептически относятся к идее надстранового перестраховщика и предлагают участникам ЕАЭС смягчить национальные требования — чтобы перестрахованием рисков ЕАЭС могла заняться Россия.
В распоряжении "Ъ" оказалась "Концепция по созданию перестраховочной емкости на пространстве ЕАЭС и снятию барьеров при трансграничном перестраховании". Она предполагает создание госперестраховщика или трансграничной компании на основе частно-государственного партнерства и пула коммерческих участников страхового рынка. Компания должна будет принимать риски, "перестрахование которых внутри каждого государства невозможно или нецелесообразно". Напомним, в РФ в такой перечень могут попасть риски клиентов страховщиков, находящихся под санкциями. Также общая перестраховочная емкость должна будет принимать риски катастрофического характера, "требующие более широкого территориального перераспределения", и в целом — риски стран ЕАЭС. Как заявил "Ъ" глава департамента финансовой политики ЕЭК Тигран Давтян, это "может помочь частично решить проблему нехватки перестраховочных емкостей, а также снизить валютные риски" за счет сокращения оттока капитала и зависимости от санкций.
В РФ созданию общей емкости рады, но только не в виде надстрановой компании. "Создать такую компанию нереально,— говорит собеседник "Ъ" на страховом рынке,— сразу возникает вопрос: каким будет источник капитала, какому надзору она будет подчиняться, в каких банках хранить резервы". "Национальными законодательствами созданы ограничения, при которых передача рисков между РФ и странами ЕАЭС невозможна,— говорит президент Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) Николай Галушин.— Регуляторы выставляют требования по рейтингам выше странового". В итоге РФ получает риски ЕАЭС исключительно через посредников-нерезидентов.
В самой концепции говорится, что Армения, например, признает надежными перестраховщиков-нерезидентов, чья финансовая стабильность оценена S&P, A.M.Best и Fitch не ниже А-, для Moody's — A3. Казахстан также требует рейтинга не ниже А, в Белоруссии риски в перестрахование нерезидентам могут быть отданы только при отказе от них национального перестраховщика.
"Если снять ограничения по рейтингам, у перестрахования на пространстве ЕАЭС огромный потенциал,— говорит господин Галушин.— Мы живем в одной языковой зоне, у нас одно понимание рисков". С другой стороны, по его словам, всегда будет сохраняться конкуренция с международным рынком — компаниями с миллиардной капитализацией и более высокими рейтингами. На установление перестраховочных отношений после снятия рейтинговых ограничений, по его мнению, уйдет два-три года.
Соглашение по перестрахованию может стать частью общего финансового регулирования в ЕАЭС. Сейчас готовятся план гармонизации законодательств (проект соглашения обсуждается странами) и рамочная концепция формирования общего финансового рынка (ее подготовка должна завершиться в этом году). "На выходе мы должны получить "дорожную карту" по сближению норм и требований государств ЕАЭС в финансовой сфере",— пояснил "Ъ" господин Давтян.
"Финрынок — один из наиболее чувствительных секторов, наряду с рынком нефти и газа, не случайно завершение создания общих рынков для них отложено на 2025 год. Снижает интерес к ускорению интеграции и то, что финансовые потоки в ЕАЭС идут во многом по линии госкредитов, а банки РФ, довольно активно работающие в других странах союза, успешно делают это через "дочек"",— отмечает глава Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров. Сейчас идет переход от общих разговоров к проектам документов — пока страны подписали соглашение об обмене информацией в финансовой сфере, также подписано соглашение о допуске брокеров без доплицензии, но это минимальный прогресс. Стороны проявляют осторожность и неторопливость, отмечает эксперт. Об обмене данными кредитных историй (он позволит получать кредиты заемщикам из любой страны ЕАЭС) сторонам договориться пока также не удалось: по словам Тиграна Давтяна, 1-2 марта соглашение будет обсуждаться в ЕЭК на уровне рабочей группы, однако говорить о датах подписания рано. Как отмечает собеседник "Ъ" на рынке, причина — сохраняющееся расхождение позиций РФ и Казахстана: российские участники рынка выступают за прямой обмен данными, а в Астане настаивают на обмене через единое госбюро.
Коммерсант. 13.02.2017