"Красная угроза" мешает европейцам торговать с ЕАЭС
Андрей Петров
Торговое соглашение Евросоюза с Канадой может быть взято за основу при подготовке аналогичного соглашения в формате ЕС-ЕАЭС. Но серьезным препятствием для начала обсуждения такого соглашения эксперты называют политические тренды в Европе.
Торговое соглашение Евросоюза с Канадой
Половина стран Евросоюза могут вынести на референдум Соглашение о всеобъемлющей зоне свободной торговли между ЕС и Канадой (CETA), несмотря на его одобрение со стороны Европарламента. Начальник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ Вячеслав Холодков объяснил ФБА «Экономика сегодня», почему миллионы человек в Евросоюзе протестуют против этого соглашения:
«Торговое соглашение ЕС с Канадой многим гражданам и политическим деятелям напоминает будущее соглашение о ТТИП (трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство. - Прим.), переговоры по которому идут в течение трех последних лет.
Протесты связаны с тем, что подготовка документа велась в обстановке строгой секретности, к работе привлекались только крупные европейские и канадские корпорации, но заинтересованные общественные организации оставались в неведении.
В первую очередь протестуют профсоюзы и зеленые. В США и Канаде очень активно в сельском хозяйстве используются геномодифицированные технологии выращивания различных культур и гормональные препараты в животноводстве. В Европе же существуют жесткие стандарты на этот счет, возможный экспорт подобной продукции встречает очень негативную реакцию у различных европейских обществ потребителей.
Кроме того, CETA регулирует соглашение между государством и инвестором, причем инвестор выступает с одних позиций с государством, обладая такими же правами. Многие европейцы уверены, что соглашение с Канадой заключается, прежде всего, в интересах крупных корпораций и тем самым ущемляет интересы рядового потребителя, а также мелких и средних предприятий».
Торговый договор между ЕС и ЕАЭС
По мнению нашего собеседника на данный момент трудно сказать, будет ли оно ратифицировано. Если одна из стран, где проходит голосование, даст отрицательные результаты, то соглашение не вступит в силу. Тем не менее, ряд экспертов рассматривает проект торгово-экономического соглашения ЕС и Канады в качестве прототипа для возможного, хоть и не в близком будущем, торгового договора по линии ЕС-ЕАЭС.
Как считает Холодков, это очень сложный вопрос, и он больше затрагивает не экономические, а политические позиции. «ЕС по существу не признает ни одного из интеграционных объединений на постсоветском пространстве, где Россия играла бы центральную роль. Я имею в виду и ОДКБ и ЕАЭС, и раньше Таможенный союз. Никаких контактов по линии Еврокомиссии и ЕАЭС не было.
Приезд Юнкера на последний экономический форум в Петербурге вызвал сенсацию на Западе. Там разразилась дискуссия на тему, означает ли его визит признание диалога между Брюсселем и ЕАЭС. Пока такого признания нет, и все наши попытки предложения Еврокомиссии наладить двусторонние контакты и сотрудничество, а также начать обсуждение возможности заключения двустороннего торгового договора, наталкиваются на глухое сопротивление.
Запад не желает признавать особую роль России на постсоветском пространстве, а любые интеграционные процессы ЕС рассматривает как угрозу возрождения Советской империи, что им представляется как кость в горле.
Последние попытки наладить двусторонние контакты отметались ЕС под предлогом наличия украинского кризиса или санкций. Но не исключено, что ситуация в скором времени изменится. Можно предположить, что в случае прихода к власти сил, настроенных на диалог с РФ, негативное отношение Европы к торговым соглашениям с ЕАЭС изменится», - резюмирует Холодков.
Экономика сегодня. 16.02.2017