Команда Кудрина создает квазипарламент
Анастасия Башкатова
Команда Алексея Кудрина присматривается к Общественной палате (ОП) как к органу, на базе которого можно продвигать идеи, не получающие широкой поддержки ни в парламенте, ни среди населения. Близкие к Кудрину эксперты предлагают наделить ОП законодательной инициативой и на выборной основе допустить к членству в ней представителей некоммерческих организаций (НКО). Другими словами, на базе ОП предлагается создать новую структуру власти – квазипарламент. Для этого потребуется внести изменения и в Конституцию РФ.
Общественная палата работает неудовлетворительно, считает большинство из 140 экспертов, опрошенных инициативной группой организаторов Общероссийского гражданского форума (ОГФ). Причем в опросе приняли участие эксперты как самого ОГФ, так и Комитета гражданских инициатив (КГИ). «Это научные работники, сотрудники аналитических центров, вузов, профессионалы, работающие в органах власти и НКО, которые ранее неоднократно принимали участие в проектах ОГФ и КГИ», – уточняется на сайте комитета. Если учесть, что Кудрин председательствует в КГИ, а КГИ – организатор ОГФ, то этих экспертов можно назвать командой Кудрина.
Команда Кудрина сформулировала «Подходы к совершенствованию института Общественной палаты». Судя по опубликованному на сайте КГИ проекту документа, речь идет о реформе, которая потребует внесения изменений в том числе в Конституцию РФ. Потому что одно из наиболее громких предложений команды Кудрина – «закрепить за ОП РФ право законодательной инициативы, сформулировав требования к процедуре их выработки и общественного обсуждения».
По Конституции право законодательной инициативы принадлежит президенту РФ, Совету Федерации, включая его членов, депутатам Госдумы, правительству, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Также это право принадлежит Конституционному и Верховному судам по вопросам их ведения. Федеральной Общественной палаты в этом списке нет. Сейчас есть лишь несколько прецедентов, когда законодательную инициативу могли проявлять региональные общественные палаты. Но, как сообщал в своем блоге на официальном сайте палаты секретарь ОП Кировской области первого и второго созыва Тахир Мамедов, такие случаи – исключения из правила.
Более того, судя по обнародованным предложениям, этот орган должен стать представительным, его члены должны проходить через выборы. «Более чем десятилетний опыт работы ОП РФ позволяет сделать следующий шаг в сторону независимости этого института от власти, для чего следует установить ясные и справедливые процедуры, которые обеспечат представительство всех сфер гражданского общества и многообразия его представителей», – говорится в проекте документа.
Авторы продолжают: «Предлагается отказаться от «президентской квоты», а возможно, и квоты региональных общественных палат, что встраивает ОП РФ в вертикаль органов власти и негативно сказывается на эффективности ее работы. Общественная палата должна формироваться структурами гражданского общества, а именно общественными объединениями и некоммерческими организациями». Как поясняется, любое общественное объединение и НКО должно иметь право зарегистрироваться как «избиратель», а также при соответствии дополнительным требованиям выдвинуть свою кандидатуру в члены ОП РФ.
«В этой модели члены ОП РФ избираются путем голосования зарегистрированных организаций за одного кандидата. Таким образом, решаются проблемы легитимности и подотчетности Общественной палаты перед обществом. Могут быть предложены и другие модели формирования ОП РФ общественными объединениями и НКО», – говорится в проекте. Кроме того, как считают авторы, целесообразно ввести ограничение на избрание в состав ОП РФ в течение трех лет после ухода из органов власти.
Другими словами, можно сделать вывод, что на базе ОП предлагается создать параллельную структуру власти – квазипарламент. Какие мотивы могли быть у авторов инициативы? Один из очевидных мотивов – желание повысить свой статус и расширить собственные политические возможности в условиях, когда они, авторы инициативы, не могут полноценно участвовать в выборах, продвигать через парламент свои идеи, касающиеся в том числе экономических преобразований, рассчитывать на массовую поддержку и партийное одобрение.
Если на базе ОП будет создан орган, обладающий законодательной инициативой и если в него войдут среди прочего представители ОГФ и КГИ, это станет серьезной опорой для команды Кудрина. Может показаться, что вся деятельность Кудрина сводится только к его работе в Центре стратегических разработок и к подготовке новой экономической стратегии страны. Но нельзя забывать и его общественную активность, попытки создать широкое объединение из единомышленников, пример чему – КГИ и ОГФ.
Кудрин уже давно высказывал претензии к политической системе РФ. Так, еще в феврале 2011 года, до всех массовых протестных акций, которые последовали после декабрьских выборов в Госдуму, Кудрин говорил: «Очень важно, чтобы общество осознало, что эти выборы (парламентские и президентские. – «НГ») пройдут как тест, как смотр тех дел, которые осуществляет власть, чтобы выборы были справедливыми и честными, чтобы на этих выборах были представлены все ведущие политические силы общества».
«Только это даст тот мандат, который необходим для проведения реформ. Если сложится недоверие, то и наши задачи не будут выполнены в полной мере», – пояснял он на VIII Красноярском экономическом форуме (см. «НГ» от 21.02.11). И эти рассуждения Кудрина, который тогда еще занимал должность министра финансов, стали поводом для недовольства правящей партии.
В то же время не все поддержали версию о стремлении Кудрина создать себе удобную площадку для поддержки его идей. «Инициативная группа организаторов ОГФ начала дискуссию об эффективности механизмов и принципов работы ОП в связи с тем, что в самое ближайшее время начнется процесс формирования нового состава палаты, – пояснила «НГ» член оргкомитета ОГФ Влада Муравьева. – Эксперты ОГФ считают, что ОП на практике не справляется с возложенными на нее функциями, которые определены Федеральным законом 32-ФЗ. В нем говорится, что палата призвана обеспечить согласование интересов различных групп граждан, а также экспертизу важнейших решений, принимаемых органами власти, то есть де-факто выполнять некоторые функции парламента». «Согласование общественных интересов обозначает в том числе цивилизованное обсуждение и наиболее острых конфликтных вопросов. Именно отсутствие площадки для такого обсуждения приводит к эскалации общественных конфликтов и трансформации их в социально опасные формы», – поясняет Муравьева.
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, речь идет о стремлении расширить участие в палате тех активных слоев населения, которые не представлены ни в каких органах власти, кроме разве что Совета по правам человека. Как он считает, у властей есть два подхода. Первый – в ОП должны сидеть в том числе критики. Это удержит их от радикализации, при этом они будут указывать на реально существующие проблемы. Второй подход – «Общественная палата должна быть для своих, для тех, кто изначально был готов работать с властью». Макаркин ожидает, что реализовано будет нечто среднее между двумя этими подходами.
В то же время, как сказал «НГ» член ОП Иосиф Дискин, предоставление палате законодательной инициативы излишне. По его словам, палата должна решать другие задачи – достраивать представительство общественных интересов. «У нас есть выборные процедуры. В палату должны выбираться по трем критериям: гражданская активность, гражданская ответственность и компетентность», – добавил он.
Некоторые близкие к ОП источники все же считают, что эксперты команды Кудрина, не совсем понимают, как работает палата, хотят использовать ее как собственный плацдарм.
Наконец, как сказала в беседе с «НГ» доцент Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Вера Захарова, институт Общественной палаты пробуксовывает, наделять палату правом законодательной инициативы опасно. Захарова поясняет: «Им будут пользоваться не только общественные организации, но и иные люди, стоящие за ними и входящие в попечительские, наблюдательные советы этих организаций. Тем самым мы законодательным путем откроем новую площадку для социального конфликта, коррупционных схем и лоббирования».
У нас в стране существует голод качественных законодательных инициатив, но ОП РФ не тот субъект, который сможет переломить этот кризис», – добавляет Захарова. По мнению эксперта, возможно, «и президент РФ, и Кудрин ждут от ОП РФ некой новой модели взаимодействия власти и общества, создания сильного модератора общественных инициатив, консолидированного, объединяющего звена третьего сектора». «Если в ближайшее время Общественная палата РФ себя не оправдает, возможен вариант ее расформирования и создания на ее месте более работоспособного института гражданского общества. Может быть использован вариант некоего слияния ОП РФ и КГИ для получения инновационных идей от граждан и НКО», – полагает Захарова.
Независимая газета. 16.02.2017