Европа разуверилась в поддержке Вашингтона
Юрий Паниев
Высшие чины американской администрации в феврале активно занимались заверением европейских союзников в том, что Белый дом не отказывается от трансатлантических обязательств и не стремится развалить Евросоюз. Вице-президент Майкл Пенс, государственный секретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джеймс Мэттис в Бонне, Мюнхене и Брюсселе неустанно повторяли: США привержены Североатлантическому альянсу и с подозрением относятся к России. Контраст этих заверений с прежними высказываниями Дональда Трампа заставил истеблишмент в Европе задуматься: являются ли слова этой «тройки» выражением мнения президента США или они формулируют собственное представление об американской внешней политике?
Более того, возникли сомнения в надежности высказываний американцев. К примеру, Мэттис сказал о НАТО две совершенно не соответствующие друг другу вещи: Америка будет защищать страны альянса, но сократит свое участие, если европейцы не увеличат оборонные расходы. То есть обязательство оказывать военную помощь в рамках НАТО действует ограниченно или, возможно, не для всех?
Неудивительно, что европейские политики еще никогда не ожидали Мюнхенскую конференцию по безопасности с таким волнением, как 53-ю по счету, проходившую 17–19 февраля. К набору ставших в последние годы привычными тем (терроризм, Сирия, Украина и Россия), добавилась новая – кризис Запада, связанный с избранием Трампа президентом США. «Трамп меня пугает», – признался в интервью председатель конференции Вольфганг Ишингер. Ведь новый хозяин Белого дома не обозначил четко своих партнеров, поставил под сомнение НАТО и провозгласил приоритет национальных интересов, заявив, что «Америка прежде всего».
Речь Пенса, которая стала первым программным выступлением представителя новой администрации США, посвященным внешней политике, явно не оправдала ожиданий европейцев. Хотя Трамп и поручил своему заместителю сообщить, что США не отказываются от своих обязательств по линии НАТО, Пенс при этом, как выразился Ишингер, «брутально» потребовал от союзников более справедливого распределения финансового бремени – неукоснительного выполнения данного еще в 2014 году странами альянса обещания выделять на оборону 2% ВВП. Сейчас эту норму соблюдают только пять стран: США, Великобритания, Греция, Польша и Эстония. В абсолютных же цифрах выходит, что Америка расходует на оборону (594 млрд долл. в 2015 году) вдвое с лишним больше, чем остальные страны блока вместе взятые (273 млрд).
Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен считает требование Вашингтона оправданным. «Мы, немцы, и большинство европейцев слишком долго полагались на широкие плечи наших американских друзей, – написала она в Suddeutsche Zeitung. – И мы знаем, что должны нести большую, более справедливую часть бремени по обеспечению атлантической безопасности». В последнее время в Германии растут расходы на оборонные цели, но одновременно растет и экономика страны, поэтому и доля в 1,2% ВВП остается практически неизменной. Соблюдение нормы НАТО означало бы удвоение немецкого военного бюджета – до 66 млрд евро в год. Пока, как пишет Bild со ссылкой на данные Минобороны, фон дер Ляйен выполняет требование США в том, что касается увеличения численности вооруженных сил ФРГ до 198 тыс. к 2024 году. Бундесвер получит дополнительно 5 тыс. военнослужащих, 1 тыс. гражданских сотрудников и 500 резервистов.
Речь идет не только о наращивании военных расходов, но и более эффективном использовании имеющихся средств, выделяемых европейскими партнерами по НАТО на закупки вооружений. Сейчас, по данным Ишингера, на вооружении европейцев находится в шесть раз больше, чем в США, различной боевой техники. «И без дополнительных средств мы могли бы существенно увеличить боеспособность европейцев в НАТО, – полагает он, – если бы осуществляли закупки вооружений не порознь, а сообща».
Дело к этому уже идет. Фон дер Ляйен планирует сформировать вместе с французами военно-транспортную эскадрилью и приобрести 15 американских самолетов C-130J, способных использовать взлетно-посадочную полосу короче, чем она необходима для европейских A-400M. Германия и Норвегия собираются совестно разрабатывать подводные лодки и ракеты для военно-морских сил.
Если в подходе Вашингтона к НАТО и появилась какая-то определенность, то о других направлениях внешней политики США участники мюнхенского форума продолжали гадать. Поскольку в баварской столице Пенс умудрился ни разу не упомянуть Евросоюз, у европейских политиков только укрепились опасения, связанные с экстраполяцией идей изоляционизма, с которыми выступал Трамп, на страны ЕС. Их ввергли в шок позитивная оценка Трампом решения Великобритании выйти из ЕС и его призывы другим странам последовать примеру Лондона.
Свою оплошность Пенс попытался исправить в Брюсселе: в беседах с руководителями ЕС он заверил, что США и Евросоюз «объединяют общее наследие, общие ценности и, главное, общая цель укрепления мира и процветания путем свободы, демократии и верховенства закона». Председатель Европейского совета Дональд Туск назвал заявления Пенса насущно необходимыми после неоднозначных высказываний Трампа об «устаревшем» НАТО и «ущербном» ЕС.
Впрочем, Пенс вновь упрекнул страны ЕС в том, что многие из них не выработали «четкого и эффективного плана» по увеличению своих трат на военные нужды. «Мы собираемся увеличить расходы на оборону. Америка готова внести свой вклад», – сказал он и предупредил, что американский народ может потерять терпение, если члены НАТО не разделят с США это бремя. «Президент ожидает настоящего прогресса к концу 2017 года», – уточнил Пенс.
Что касается России, то, по словам Пенса, США по-прежнему считают ее ответственной за события в Украине, несмотря на высказанную Трампом готовность снять санкции против Москвы. Европейских лидеров явно нервируют утверждения о связях Трампа с российским руководством и неоднократно высказывавшиеся им слова одобрения в адрес Владимира Путина. Мэттис немного их успокоил, заявив, что Россия остается в числе главных угроз для США. Успокоение должен был принести и госсекретарь Тиллерсон, который в новой роли впервые участвовал в заседании министров иностранных дел G20 в Бонне. Встреча с главой МИД РФ Сергеем Лавровым высветила отсутствие у бывшего босса ExxsonMobile Corp. опыта, но хотя бы прояснила российский вектор дипломатии Вашингтона. Для дальнейшего сотрудничества с США Россия должна выполнить Минские соглашения.
И все же разрыв между экстравагантными заявлениями самого Трампа и уже привычным направлением внешней политики, которое сформулировали эмиссары Белого дома, дал повод к размышлениям о том, кто же высказывает истинную позицию администрации США.
«Мы не знаем, говорит ли Пенс от своего имени или от имени президента, – поведал Times европейский дипломат. – Ощущение такое, что они представляют разные правительства». По словам другого дипломата, лишь время покажет, куда именно будет двигаться администрация Трампа. «Все это слова, – сказал он. – Важно, какими будут реальные шаги».
Как пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung, новая американская администрация сделала жизнь европейцев очень непростой. Трамп со своими националистическими идеями в вопросах экономики и обороны и впредь будет непредсказуем. Как должны европейцы работать с президентом, который говорит, что ему подходит принцип как одного, так и двух государств для разрешения израильско-палестинского конфликта? Причина того, что в Вашингтоне сейчас многое идет наперекосяк, кроется не только в неукомплектованности новой администрации. «В случае с Трампом добавляются легкомыслие и несерьезность, которые в таких масштабах не свойственны американским президентам», – поясняет газета.
Вывод, который из всего этого сделали в Европе, таков. «Трамп заставил нас осознать, что мы должны взять свою судьбу в собственные руки. Сделать Европу лучше и сильнее – в наших же интересах», – заявил новый министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, отметив, что упор должен быть сделан на внешнюю политику и политику в сфере безопасности.
Похоже, что европейцы намерены перейти от слов к делу в вопросе создания собственной оборонной структуры, параллельной НАТО. Во всяком случае, Европарламент на днях уже принял резолюцию, где подчеркивается «необходимость скорейшего создания Европейского оборонного союза, который в стратегическом партнерстве с НАТО позволит… повысить роль ЕС как гаранта собственной обороны и безопасности».
Но растерянности у европейских элит все равно не убавилось. Старый Свет растерян прежде всего потому, что никакой иной формы взаимоотношений с Америкой, кроме тесной координации и максимального учета позиции партнера, у него нет.
Независимая газета. 27.02.2017