Что ждет Лукашенко в Узбекистане?
Диана Шибковская
Беларусь готова в разы нарастить сотрудничество с Узбекистаном. Об этом 3 февраля заявил президент страны Александр Лукашенко на встрече с представителями общественности и СМИ. Глава государства также анонсировал свой визит в Узбекистан. МИДы двух стран согласовывают время, дату и место встречи: пока не решено, полетит ли Лукашенко в Самарканд в феврале, или президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев посетит Минск. С новым президентом Узбекистан открывается миру по-новому, как страна с огромным потенциалом, и, прежде всего, перспективный рынок для белорусских товаров.
Комментарий директора Центра изучения региональных угроз (Ташкент) Виктора Михайлова:
- Узбекистан сегодня готов к наращиванию сотрудничества в политической и экономической сферах как никогда раньше. После выборов нового президента наметился устойчивый тренд – провести масштабные реформы в экономической сфере и создать максимальные условия роста привлекательности страны на мировом уровне. Беларусь – безусловно, важный партнер для Узбекистана во многих областях. Например, невозможно представить горную промышленность Узбекистана без специальной белорусской техники и машин. А динамично развивающееся сельское хозяйство?
Для Беларуси представляет интерес продукция узбекской текстильной отрасли, буквально совершившей революцию за последние 10 лет. Фрукты и овощи, которые традиционно выращивают в Узбекистане, достаточно популярны в Беларуси.
Мне сложно говорить о графике встреч президента Узбекистана Шавката Мирзиеева со своими коллегами, но уверен, что для господина Александра Лукашенко будет оказан очень теплый прием. То, что между двумя странами не использованы большие возможности в сотрудничестве, подогревает интерес к этому визиту. Если говорить о Самарканде, то город, которому более 2,5 тысяч лет, привлекающий туристов со всего мира, – является не только одним из культурных центров страны, но и еще хорошо развитым промышленным регионом. Еще один факт – прежде чем господина Мирзиеева назначили премьер-министром Узбекистана, он возглавлял Самаркандскую область.
Я нисколько не сомневаюсь, что между спецслужбами наших стран существуют контакты и полезное сотрудничество. Действительно, вербовщики джихадистов, которых сегодня пытаются рекрутировать в России из среды узбекских трудовых мигрантов, пытаются найти новые каналы переброски будущих боевиков в горячие точки: в Афганистан, Сирию, Ирак. Турция, как известно, по многим причинам идеальный плацдарм для такой логистики. Использование Беларуси как первичной точки отправки джихадистов в Турцию совершенно естественно. То, что спецслужбы вашей страны – надежный барьер этим каналам – просто здорово. Что касается военного сотрудничества – мне сложно ответить на этот вопрос потому, что Узбекистан в отличие от Беларуси не входит в ОДКБ, в рамках которого некоторые страны бывшего СССР сотрудничают в военной сфере.
- В конце 2016 г. руководство Узбекистана, пытаясь разрешить конфликтную ситуацию, инициировало контакты по пограничным вопросам с киргизской и таджикской сторонами. Кыргызстан и Таджикистан ответили взаимностью. К тому же, разрешение проблем киргизской границы после вступления республики в ЕАЭС в 2015 г. находится в зоне пристального внимания этого интеграционного объединения. Может ли Беларусь, как член этого Союза, поспособствовать более скорому решению этого вопроса?
- Мне кажется, что страны-соседи по Центральной Азии самостоятельно разберутся в своих сложных отношениях. Ведь все народы братские, и сегодня достаточно политической воли у всех руководителей центрально-азиатских государств, чтобы решить конфликты между собой. Более того, последние несколько месяцев свидетельствуют о том, что на большинство спорных вопросов уже найдены ответы.
Экономическая справка
В январе-сентябре 2016 г. объем торговли Беларуси и Узбекистана составил $43,4 млн. Это – 85,7% от величины товарооборота за аналогичный период 2015 г. Наибольшая величина объема двусторонней торговли пришлась на 2010 г. – $153,6 млн. Беларусь поставляет в Узбекистан продукцию химической промышленности и машиностроения. Основой узбекистанского экспорта в Беларусь является пряжа, текстиль и плодоовощная продукция.
Что нужно Беларуси?
Белорусская экономика ориентирована на экспорт. Узбекистан нужен Беларуси как рынок сбыта продукции. Однако традиционная «триада» белорусского экспорта (удобрения, молочная продукция и комбайны) вряд ли поможет существенно нарастить торговлю. Узбекистан сам претендует на роль экспортера молочной продукции, наладил производство многих видов тракторов и комбайнов. Сельское хозяйство республики в основном представлено фермерами, которые берут сельхозтехнику в лизинг. В Узбекистане производят фосфатные удобрения, а калийные будет ближе покупать в Казахстане.
Рассчитывать на узбекистанскую нефть как альтернативу российской тоже не стоит. После нескольких лет усиленной нефтедобычи запасы Узбекистана истощились. Из-за нехватки бензина узбекистанские автопроизводители планируют производить автомобили только на сжатом газе.
Стратегия роста товарооборота должна исходить не только из того, что Беларусь традиционно хочет продать. Надо учитывать и то, что хотят купить партнеры. Поэтому стоит обратить внимание на потребности Узбекистана.
Что нужно Узбекистану?
В январе этого года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев поставил задачу «более активно продолжить начатую работу по поиску новых рынков сбыта продукции в России, Казахстане, Туркменистане, Украине и Беларуси». Беларусь может быть интересна в качестве рынка сбыта продукции.
Возможности торговли ограничены тем, что Узбекистан не является членом ЕАЭС. Вполне вероятно, что Узбекистан сейчас прощупывает возможности присоединения к ЕАЭС. Вскоре после избрания в декабре прошлого года Ш. Мирзиеев получил приглашение В. Путина посетить Москву. На будущей встрече лидеров речь может идти и об условиях присоединения республики к евразийскому экономическому пространству. Поэтому, перед встречей с В. Путиным Ш. Мирзиееву будет интересен белорусский опыт участия в ЕАЭС.
Кроме консультативных услуг по встраиванию в евразийское пространство, белорусская сторона может предложить Узбекистану и другие формы сотрудничества.
В Узбекистане собираются строить жилье в сельской местности. В этом деле может пригодиться белорусский опыт строительства агрогородков. Возможен экспорт строительных услуг.
Плодоовощная продукция из Узбекистана ищет выходы на европейские рынки. Страну может интересовать транзит продукции через белорусскую территорию, а также создание в Беларуси предприятий по переработке узбекистанской пищевой продукции.
Учитывая развитие узбекистанского автопрома, перспективной представляется поставка из Беларуси автомобильных шин. Своих шин Узбекистан не производит. Но через четыре года заработает узбекистано-китайский завод по производству шин. Поэтому в ближайшие четыре года есть возможность поставок белорусских шин на узбекский рынок.
Почти две трети населения Узбекистана младше 30 лет. Реформирование экономики предполагает кадровое обеспечение. Узбекистанскую молодежь может заинтересовать обучение в белорусских учебных заведениях, в которых они смогут получить рабочие профессии. Полагаю, что именно в белорусские ссузы, а не вузы стоит привлекать иностранных абитуриентов. Ведь все большим спросом на рынке труда постсоветстких стран пользуются рабочие профессии. Ценность же вузовских дипломов снижается.
Беседовала Диана Шибковская, аналитическую записку подготовил Глеб Шутов (Минск, Беларусь)
Евразия.Эксперт. 09.02.2017