Блок «ООО»: экс-министры обороны и иностранных дел Армении идут напролом?
Накануне, 13 февраля, в Ереване состоялось подписание меморандума о создании предвыборного блока «Оганян-Осканян-Ованнисян» (ООО). Блок примечателен тем, что его участниками являются экс-министры, работавшие в разные годы, но в период правления всех трех президентов республики. Так, Сейран Оганян до недавнего времени был министром обороны (в правление Сержа Саргсяна), Вардан Осканян возглавлял МИД в годы правления второго президента Роберта Кочаряна, а Раффи Ованнисян был первым министром иностранных дел обретшей независимость страны при первом же президенте Левоне Тер-Петросяне. И вот эти трое объединились, дабы сменить власть и повести Армению к процветанию… по крайней мере, с таким обещанием выступил Осканян, который, к слову, и инициировал данное политическое объединение.
В 2015 году, когда лидер партии «Процветающая Армения» (ППА) Гагик Царукян отказался от политической борьбы, Вардан Осканян был одним из первых, кто покинул ППА вслед за ним. Далее он создал партию «Единение» и на протяжении последнего года не скрывал намерения участвовать в парламентских выборах, которые назначены на 2 апреля 2017 года.
В сентябре прошлого года в Армении сменилось правительство, и Сейран Оганян не был переназначен на пост министра обороны, и он также заявил о готовности войти в политическую борьбу в статусе оппозиционера. Площадкой для выхода на арену Оганян назвал партию Осканяна. В декабре же последний не исключил вероятности того, что он и Сейран Оганян, а также лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян подпишут меморандум о создании предвыборного блока. Так оно и случилось, хотя многие воспринимали возможность такого союза «эксов» с изрядной долей скепсиса. Ведь партия «Наследие» Ованнисяна на протяжении всей своей деятельности вела ожесточенную борьбу на оппозиционном фланге, а здесь вдруг вошла в союз с бывшими министрами, в принципе, несущими свою долю ответственности за многие провалы на внешнеполитической арене и в плане оборонной политики. Хотя, конечно же, главная ответственность за текущее состояние страны лежит на тех трех президентах, которым и служили все три руководителя блока «ООО».
По одному из самых резонансных событий прошлых лет — беспорядкам 1 марта 2008 года, в ходе которых погибли 10 человек, экс-министр обороны Оганян, в частности, заявил: «Мы сделаем все возможное для того, чтобы ошибки и недостатки прошлого были исправлены, в том числе и мартовские события. Будем действовать исключительно в рамках закона».
Между тем, блок «ООО» изначально должен был иметь несколько иной вид и более представительный состав участников. Одним из первых, кто встал рядом с Сейраном Оганяном и оказывал ему всяческую поддержку после ухода с поста министра обороны был председатель партии «Третья республика», заместитель руководителя Администрации президента Сержа Саргсяна Виктор Даллакян, а также лидер Демократической партии Армении Арам Саргсян (в конце девяностых был советником президента Роберта Кочаряна по внешней политике). Однако эти деятели один за другим объявили о том, что прекращают сотрудничество с еще несформировавшимся блоком. Накануне подписания меморандума трех «О» Даллакян заявил журналистам, что после достижения договоренности о совместном участии в выборах он выдвинул ряд предложений о порядке работы, принятия решений и деятельности совета партий, однако его предложения не были приняты. «У нас с Сейраном Оганяном были договоренности, которые пошли бы на пользу народу и стране. Однако он от них отказался, и я отказываюсь от совместной борьбы», — заявил он. Важная деталь: Даллакян заявил, что приложил немало усилий для того, чтобы между Сейраном Оганяном и Гагиком Царукяном была достигнута договоренность, и они выступили на предстоящих выборах единым фронтом. Однако, как признался политик, у него ничего не получилось, так как «Царукяну были предложены невыполнимые предложения, в большинстве своем чрезмерно амбициозные», вследствие чего каждый пошел своей дорогой.
Как заявил корреспонденту EADaily эксперт по проблемам Закавказья Виктор Якубян, миссия Даллакяна, судя по всему, состояла в нейтрализации экс-министра Сейрана Оганяна путем втаскивания его в блок Царукяна, который, очевидно, плотно контролируется президентом Сержем Саргсяном. Не случайно, в блок Царукяна был делегирован также председатель Контрольной палаты Армении Ишхан Закарян, заблаговременно подавший в отставку с этой должности.
В преддверии подписания меморандума трех «О», газета «Айкакан жаманак», также в последнее время работающая в интересах администрации президента Армении, написала: «В последнее время Сейран Оганян с руководителями поддерживаемого им блока — председателем „Третьей республики“ Виктором Даллакяном и председателем партии „Объединение“ Варданом Осканяном напрямую не общался. Он также не предоставил финансирования и постепенно давал понять, что, возможно, откажется от участия в парламентских выборах. Согласно некоторым данным, причина, во-первых, в Гагике Царукяне, который решил вернуться в политику, затмевая в некотором роде Оганяна. В кулуарах также ведутся разговоры о том, что Роберт Кочарян понял, что этот блок не может стать серьезной силой и отказался от него. Ряды партии начали заметно редеть: вчера ушел Арам Саргсян, есть сведения, что уйдет и Виктор Даллакян, так как для него было предусмотрено место выше 5-го, что несправедливо, и не исключено, что и Даллакян покинет блок».
Очевидно, что газета пыталась, что говорится, «подстрелить на взлете» блок «ООО», и это ей удалось частично, поскольку блок, тем не менее, сформирован, но без участия тех, кто пытался втянуть его в «блок Царукяна».
«Действительно, возвращение Царукяна на политическую арену резко усложняет задачу блока «Оганян-Осканян-Ованнисян», поскольку максимально сужает свободный электоральный базис. И в этой своей миссии «блок Царукяна» и его партия «Процветающая Армения» явно играют на стороне правящей Республиканской партии. Более того, Царукян фактически топит последнюю надежду экс-президента Кочаряна иметь влияние на внутреннюю политику в Армении посредством лояльной политической силы, входящей в парламент. Видимо, неожиданное второе пришествие Царукяна стало его своеобразным ответом Качаряну за то, что тот не заступился за него публично во время конфликта с Сержем Саргсяном, вынудившего его с треском уйти в тень и оставить руководство собственной партией. В своей второй инкарнации Царукян фактически выполняет функцию «санитара леса», собирая тех, кого отторгает из себя до выборов РПА. Происходит процесс отделения бизнеса от политики — политика остается в РПА, а бизнес под гарантии Царукяна собирается под его крылом. Но мы понимаем, что гарантии Царукяна мало чего стоят без «страховочного полиса» от Сержа Саргсяна. Таким образом, Сейран Оганян, Вардан Осканян и Раффи Овванисян не верят и в эту страховку, и именно поэтому пошли на создание блока «ООО».
Что же касается Раффи Ованнисяна, то мотивы его участия в оппозиционном блоке, судя по всему, кроются в том, что он, получив более полумиллиона голосов избирателей на президентских выборах 2013 года, в реальности, не смог капитализировать их. Ованнисян был легко нейтрализован Сержем Саргсяном в результате одной единственной встречи. Какую цену он недополучил за свою покладистость, остается только гадать.
Определенная интрига остается в том, проявит ли себя до выборов и после них Роберт Кочарян — поддержит он публично трех министров или открестится от них?", — попытался проанализировать ситуацию Якубян. По его словам, прояснение планов и позиции Кочаряна в любом случае пошло бы на пользу блоку «ООО», ибо в противном случае их инициатива слишком похожа на объединение «обиженных» только ради объединения, либо же на еще один спойлер, отсекающий голоса протестного электората.
Отметим, что тот же Виктор Даллакян, отходя после провала своей «государственной» миссии от проекта «ООО», разоблачил активное участие в его формировании экс-министра обороны Нагорного Карабаха Самвела Бабаяна, имя которого ассоциируется с Кочаряном. Этот факт, по словам Даллакяна, делает еще явственнее связь Кочаряна со всем происходящим и объясняет «теневые и кулуарные процессы», из-за которых он решил отойти от проекта «ООО». Бабаян в свою очередь не опроверг своей связи с блоком, заявив, что «делает все правильно, лишь бы вывести страну из этой ситуации». Однако от других комментариев отказался. Судя же по реакции Осканяна, который заявил, что вообще не в курсе того, что происходит за пределами их переговорной группы трех «О», Даллакян ударил по слабому звену новоявленного блока, обозначив «серого кардинала» в лице Бабаяна и стоящего за ним Кочаряна. В итоге, все это похоже на банальную предвыборную торговлю за места в парламенте нового созыва, который, согласно новой Конституции, и станет центром приятия политических решений и слива ответственности за плоды их реализации.
EurAsia Daily. 14.02.2017