Зеленый свет на железных дорогах Казахстана для киргизского сельхозэкспорта
Кирилл Соков
Казахстан с 1 января 2017 г. расширил для Киргизии перечень продовольственных товаров, которые можно перевозить через его территорию в Россию железнодорожным транспортом. Тем самым Бишкек получил возможность существенно увеличить поставки своей сельскохозяйственной продукции на рынки ЕАЭС.
Перечень товаров, которые Киргизия теперь может транзитом поставлять в РФ, расширен на 86 дополнительных групп. «Из них 40 групп товаров разрешены к перемещению всеми видами транспорта, 46 групп товаров – в соответствии с рекомендациями Кодекса здоровья наземных животных МЭБ (Международное эпизоотическое бюро. – Ред.) – железнодорожным транспортом в опломбированных вагонах, – сообщает пресс-служба правительства Киргизии. – Данная группа товаров относится к категории товаров животного происхождения, не подвергавшихся обработке. Таком образом, все отечественные предприятия, включенные в Единый реестр ЕАЭС, могут экспортировать свою продукцию как железнодорожным, так и автомобильным транспортом». Впрочем, основные новшества касаются именно железных дорог, по которым теперь разрешено перевозить замороженную говядину, мороженую, свежую или охлажденную свинину, баранину, козлятину, а также различные продукты мясопереработки.
Проблема ветеринарного контроля на границе с Казахстаном сохраняется с момента вступления Киргизии в ЕАЭС. Для полноценного участия в его деятельности страна должна была создать биолаборатории, предназначенные для выдачи сертификатов соответствия сельскохозяйственной продукции общесоюзным нормативам. Но своих средств для оснащения таких лабораторий у республики не было, и на выделенные Россией средства удалось создать только две биолаборатории – в Бишкеке и Оше, возможностей которых явно недостаточно. Производителям из других регионов приходится везти продукцию за сотни километров, что могут позволить себе далеко не все. Поэтому Казахстан ветеринарный контроль с киргизской границы не убрал, и экспортные возможности аграриев из соседней страны оказались сильно ограничены.
Между тем сельское хозяйство – одна из немногих отраслей, позволяющих Киргизии достаточно быстро нарастить экспорт на рынки ЕАЭС и реализовать тем самым преимущества своего членства в Союзе. До вступления двумя главными отраслями киргизской экономики являлись перепродажа китайских потребительских товаров, которые после вступления республики в ВТО ввозились по льготным таможенным ставкам, а также швейная промышленность, расходные материалы для которой поставлялись из того же Китая. Создание в 2010 г. Таможенного союза сильно сократило китайский реэкспорт, и компенсировать потери Бишкек планировал именно за счет аграрного сектора. Но если экспорт овощей и фруктов действительно удалось значительно увеличить, то с поставками мясомолочной продукции на рынки ЕАЭС ситуация складывалась отнюдь не столь оптимистично.
Преимущества евразийской интеграции продемонстрировал именно рост поставок плодоовощной продукции. Фрукты и овощи из Киргизии поставляются в 114 городов России и 32 города Казахстана, писала в августе прошлого года Deutsche Welle. «Сегодня у нас нет вопроса – куда девать продукцию. Мигранты и поставщики звонят своим родственникам и просят как можно скорее направить продукцию, сбывают ее на рынках и деньги отправляют в страну, – заявил в интервью изданию киргизский экономист профессор Жумакадыр Акенеев. – По сравнению с прошлым годом экспортный потенциал официально вырос на 43 процента». Но есть и трудности. Местные производители не могут конкурировать с мукой, зерном и яйцами из Казахстана и России, которые поставляются по более низким ценам. В числе ключевых Ж. Акенеев отметил и проблему неоснащенности биолабораторий, из-за чего Казахстан отказывался пропускать в Россию мясомолочную продукцию.
Предварительные результаты включения в процессы евразийской интеграции Киргизии в октябрьском интервью «Российской газете» озвучил премьер-министр Сооронбай Жээнбеков. По его словам, в настоящее время на границе с Казахстаном отменены таможенные процедуры, действуют четыре пункта пропуска и семь ветеринарно-контрольных пропускных пунктов. Вступили в силу установленные техническими регламентами ЕАЭС единые требования к продукции. В Единый реестр ЕАЭС внесены 30 аккредитованных лабораторий, семь органов по сертификации и 18 предприятий, которые уже поставляют союзным государствам продукты питания. В то же время не решен вопрос об отмене Казахстаном пограничного ветеринарного контроля, документы по которому были подписаны еще год назад, а также признании киргизской системы ветеринарного контроля эквивалентной другим странам ЕАЭС.
В начале июня прошлого года СМИ сообщили, что Киргизия намерена сама строить биолаборатории по сертификации сельхозпродукции. Ранее предполагалось, что сделано это будет за счет казахстанского гранта, но республика его так и не получила. На строительство лабораторий в каждом из пяти областных центров планировалось выделить 46 млн долл. Впрочем, о сроках строительства и источниках финансирования лабораторий ничего не сообщалось, и не исключено, что Бишкек тем самым просто хотел подтолкнуть Москву и Астану к более активным действиям.
Вопрос о доступе киргизской сельхозпродукции на рынки ЕАЭС поднимался и на «большой» пресс-конференции Владимира Путина, которая прошла 23 декабря. «По сельскому хозяйству действительно есть проблема, связанная с необходимостью соблюдения фитосанитарных норм. И есть пока нерешенные вопросы с организацией этой работы в Кыргызстане, – заявил президент России в ответ на вопрос журналиста МТРК «Мир». – Мы со своей стороны оказываем помощь нашим друзьям в Кыргызстане для того, чтобы они создали современную систему фитосанитарного надзора. Мы рассчитываем на то, что и наши казахстанские партнеры, друзья тоже окажут Кыргызстану необходимую помощь, поддержку, в том числе и финансовую, административную, профессиональную, для того чтобы и в Кыргызстане была создана такая же система санитарного надзора, с тем, чтобы на наши рынки не поступало непроверенной продукции или опасной для употребления».
Не исключено, что с этой же проблемой связан и первоначальный отказ Киргизии от подписания нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Руководство республики могло воспользоваться ситуацией для решения проблемы санитарного контроля. Примечательно, что буквально вскоре после предпринятого демарша Киргизия кодекс все-таки подписала, а уже с начала нынешнего года Казахстан ввел новый порядок транзита киргизской мясомолочной продукции через свою территорию. Впрочем, часть экспертов связывает поведение Бишкека с попыткой добиться льгот по импорту критически важной для него продукции из соседнего Китая, через границу с которым идет большой поток контрабанды. Новый Таможенный кодекс ЕАЭС, предусматривающий процедуру электронного выпуска товаров, такие возможности сокращает, что может поставить под угрозу целые сегменты экономики.
С нерешенностью проблемы строительства биолабораторий связано и то, что транзит киргизской мясомолочной продукции в Россию разрешен не полностью. С одной стороны, Казахстан запретил ее перевозку по своей территории автомобильным транспортом, с другой – создал льготные условия для транзита по железной дороге. «Транзит будет осуществляться в соответствии с требованиями Международного эпизоотического бюро железнодорожным транспортом в опломбированных вагонах, – заявила вице-министр сельского хозяйства Казахстана Гульмира Исаева. – Это обеспечит недопущение переноса вирусов особо опасных болезней на территорию Казахстана и позволит Казахстану сохранить благополучие по основным особо опасным болезням животных». При этом киргизские производители, по словам президента казахстанского грузового оператора «КТЖ-Грузовые перевозки» Оралхана Кулакова, смогут пользоваться унифицированными тарифами, которые почти втрое ниже.
Киргизская сторона не скрывает своего удовлетворения от разрешения транзита мясомолочной продукции по казахстанским железным дорогам. Хотя вопрос со строительством биолабораторий, которые должны окончательно решить проблему сертификации сельскохозяйственной продукции и открыть ей доступ на рынки Евразийского союза, пока еще не решен, возможности для киргизского экспорта заметно увеличиваются. Располагая благоприятными природно-климатическими условиями, а также давними традиции скотоводства, республика получает шанс прочно занять свою рыночную нишу и стать одним из главных производителей мясной и молочной продукции в ЕАЭС. Теперь этим шансом надо грамотно воспользоваться.
Ритм Евразии. 18.01.2017