За шесть лет из России утекло более 400 млрд долларов
Анастасия Башкатова
С 2011 по 2016 годы совокупный чистый отток капитала из России превысил 400 млрд долл. Опасения, что этот отток отчасти связан с некорректными операциями и отмыванием денег, подтверждаются. Как стало известно во вторник, Deutsche Bank выплатит США и Великобритании штраф на общую сумму 625 млн долл. за нарушения, допущенные при торговле российскими ценными бумагами в период 2011–2015 годов. Сообщается, что банк за этот период способствовал выводу из России 10 млрд долл.
Основную часть штрафа – 425 млн долл. – германский Deutsche Bank должен будет выплатить финансовому регулятору штата Нью-Йорк. Кроме этого, финансовый регулятор Великобритании наложит штраф на Deutsche Bank в размере 163 млн фунтов стерлингов, или около 200 млн долл.
Предметом интереса регуляторов были так называемые «зеркальные» торговые операции, когда российские граждане покупали в 2011–2015 годах ценные бумаги за рубли в московском Deutsche Bank, а затем продавали те же бумаги за иностранную валюту, включая доллары США, через лондонский офис банка, сообщает Интерфакс. При этом клиринг операций проводился через Нью-Йорк, это дало возможность участвовать в деле финансовому регулятору американского штата, уточняет «Прайм».
По данным американского регулятора, покупатели и продавцы акций «всегда были тесно связаны»: у юридических лиц, проводивших операции, были одни бенефициары, менеджмент или агенты, передает РИА Новости. Возможно, в эти операции были вовлечены не менее 12 лиц.
«Расследование, проведенное Управлением финансовых услуг штата Нью-Йорк, установило, что данный банк упустил множество возможностей выявить, проанализировать и прекратить действие данной схемы, фактически позволив ей функционировать в течение нескольких лет… Эта российская торговая схема реализовывалась в то время, когда данному банку ясно указывали на его упущения при выполнении нормативных актов, выявленные десять лет назад. Подобного рода торговля была бесцельной с экономической точки зрения и в принципе могла способствовать отмыванию незаконно нажитых средств», – приводит агентство ТАСС разъяснения главного инспектора Управления финансовых услуг штата Марии Вулльо.
Deutsche Bank использовался неизвестными клиентами для перевода около 10 млрд долл. неизвестного происхождения из России на оффшорные банковские счета, добавляет Управление по финансовому регулированию и надзору Британии.
«Учитывая все изложенные в материалах дела доказательства и длительность расследования, которое уже идет второй год, можно утверждать, что некоторые клиенты из Московского офиса, и скорее всего речь идет о группе лиц со связями в высших кругах, действительно могли спекулировать на покупке и продаже высоколиквидных акций», – пояснил «НГ» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Хотя не все эксперты поддерживают такую версию. «Данная ситуация не связана со спекуляциями или, например, операциями carry trade. Связные стороны проводили так называемые «зеркальные сделки», которые помогли им вывести средства с помощью Deutsche Bank», – говорит аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич.
Как бы то ни было, масштабы оттока капитала из России впечатляют. Если брать период с 2011 по 2015 годы, то за это время чистый вывоз капитала частным сектором составил, по данным Центробанка (ЦБ), около 405 млрд долл. За один только 2014 год из РФ было выведено около 152 млрд долл. – больше, чем даже в кризисный 2008-й. По итогам 2016-го чистый отток капитала из страны составил, по оценке ЦБ, 15,4 млрд долл.
Как ни парадоксально, но США оказали России определенную услугу, выявив один из возможных каналов оттока капитала из России, замечает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.
Почему же у российского регулятора не возникало по этому поводу вопросов? «Во-первых, в России сделки по покупке акций на бирже совершались через Deutsche Bank на вполне законных основаниях, так как российский филиал немецкого банка имеет необходимые для профессионального участника фондового рынка лицензии, – поясняет Мильчакова. – Во-вторых, в конце 2013 года в России сменился регулятор фондового рынка, и функции регулирования всех финансовых рынков перешли к ЦБ. Переходный период занял определенное время, поэтому не исключено, что недобросовестные клиенты немецкого банка посчитали, что могут остаться безнаказанными, а банк не был в курсе, что эти сделки были частью более глобальных в прямом смысле этого слова сделок».
Сложно говорить о роли российского регулятора, поясняет «НГ» Дмитрий Лукашов. «В момент проведения сделок все это выглядело как самая простая операция, которую совершают и другие профучастники. Более того, из России поступали сигналы в Лондонский и Нью-Йоркский офисы банка, и, по идее, там тоже должны были обращать внимание на подозрительность операций, – отмечает эксперт. – Но, возможно, как раз по причине их «зеркальности» они не были сразу замечены».
Независимая газета. 31.01.2017