Всемирный Банк: Экономические перспективы региона Европы и Центральной Азии

Замедление мировой торговли, снижение инвестиций и повышенная политическая неопределенность сделали 2016-й еще одним трудным годом для мировой экономики. Умеренное восстановление ожидается в 2017 году, включающее сокращение препятствий для оживления экономической активности в странах-экспортерах товаров и рост внутреннего спроса в странах-импортерах.

Слабая динамика инвестиций ухудшает среднесрочные перспективы роста многих развивающихся стран. Несмотря на то, что финансовое стимулирование в крупных экономиках может значительно увеличить глобальный экономический рост, риски его замедления сохраняются. Политическая неопределенность в крупнейших странах мира является основным источником глобальных рисков.

Экономический рост региона Европы и Центральной Азии

Рост ВВП региона в 2016 году составил 1,2% (0,5% в 2015 году). Это связано с постепенным выходом из рецессии России, на долю которой приходится 40% регионального роста. Без учета России, рост в регионе Европы и Центральной Азии в 2016 году снизился до 2,4% с 3,5% в 2015 году (из-за политической неопределенности в Турции). Поддержку региональному росту оказали стабилизация цен на сырьевом рынке, адаптивная политика большинства стран, снижение геополитической напряженности и повышение уверенности в целом.

Финансовые рынки, которые в целом были стабильными на протяжении большей части 2016 года, стали более неустойчивыми в четвертом квартале на фоне повышенной неопределенности исходящей как от внешних (США и Европа), так и от внутренних (Турция) факторов. Курсы валют и цены на активы, которые отыграли некоторые из своих предыдущих потерь в середине 2016 года, вновь оказались под давлением в четвертом квартале, особенно в ряде крупных западных стран с относительно высоким уровнем внутренней политической неопределенности и значительной уязвимостью. Турецкая лира упала до рекордно низкого уровня по отношению к доллару США в декабре 2016 года. Умеренное восстановление цен на сырьевые товары с ноября 2016 года, напротив, поддержало рост валютных курсов и цен на активы основных экспортеров энергоносителей региона (Казахстана и России).

Обе страны уже прошли острую фазу шока, однако экономическая активность по-прежнему остается слабой из-за недостаточно развитого ненефтяного сектора, в частности сектора услуг в Казахстане и строительного сектора в Азербайджане, которые ранее поддерживались государственными инвестициями. Слабый рост в России, Азербайджане и Казахстане продолжает оказывать давление на регион Центральной Азии и Южного Кавказа. В 2016 году рост также замедлился в Армении, Грузии, Кыргызской Республике и Таджикистане. Рост замедлился до 0,9% в Казахстане, а также сократился в Азербайджане. Отказ от фиксированных валютных курсов в пользу свободно плавающего в Казахстане и управляемо плавающего в Азербайджане, привел к уменьшению валютных резервов (в результате осуществления центробанками интервенций для поддержания нацвалют).

Рост в Восточной Европе постепенно восстанавливается после двух лет глубокой рецессии. Экономика Украины выросла на 1% в 2016 году, после 10-процентного сокращения в 2015 году. Второй пересмотр программы МВФ был утвержден в сентябре прошлого года, что позволило высвободить некоторые ранее заимствованные средства. Инфляция остается ниже 15% с апреля прошлого года, а обменный курс стабилизировался с сентября. Экономический рост в Молдове и Беларуси оттолкнулся от дна, отчасти из-за улучшений в России и Украине.

Некоторые страны в регионе Европы и центральной Азии увеличили свою устойчивость за последние годы, однако нестабильность и уязвимость к внешним шокам еще сохраняется. В Грузии, Турции и Кыргызской Республике имеет место дефицит счета текущих операций. Беларусь и Украина находятся под риском увеличения суверенного долга. В Казахстане и Турции, вследствие роста кредитования после мирового финансового кризиса сформировался высокий уровень частной задолженности в иностранной валюте.

Прогнозы экономического роста

В 2017 – 2019 годах ожидается увеличение роста в регионе в среднем до 2,7% вследствие восстановления стран-экспортеров сырья, а также усиления уверенности со стороны бизнеса. Этот прогноз исходит из условия, что на мировом рынке будет продолжаться восстановление цен на сырьевые товары, а геополитическая напряженность будет ослабевать.

Экономика России возобновит рост в 2017 году, так как уже приспособилась к новой реальности (низкие цены на нефть). Тем не менее, в базовом сценарии рост, вероятно, будет ниже среднего показателя 4,1% в 1995 – 2008 гг. Азербайджан и Казахстан также восстановятся от шока в связи со стабилизацией цен на сырьевые товары и уменьшением экономических дисбалансов.

Справочно: Ответом России на снижение цен на нефть стало резкое снижение курса рубля. В Казахстане и Азербайджане корректировки обменного курса были проведены в конце 2015 до начала 2016 года.

Дальнейшие корректировки, которые необходимы в бюджетно-финансовой и банковской сферах России, Казахстана и Азербайджана, ограничивают перспективы инвестиций. Главная причина – высокая капиталоемкость добывающей промышленности. Оживление экономической активности в России и Казахстане будет поддерживать другие экономики в регионе (Армении, Беларуси, Кыргызстана) за счет роста торговли и денежных переводов. Инициативы в области региональной интеграции, в частности ЕАЭС, ЕС, могут значительно помочь в этом.

Что касается стран, импортирующих нефть, то в Украине ожидается возврат к экономическому росту, при условии проведения реальных реформ. Рост в 2017 году прогнозируется на уровне 2%. В то время как украинская власть проводила реформы в банковской сфере, а также реформировала государственные финансы и решала проблемы управления долгом, попытки по устранению неэффективности государственного управления, приватизации госпредприятий и пенсионная реформа так и не были предприняты.

Риски:

Риски в регионе Европы и Центральной Азии продолжают снижаться. Основные риски могут исходить от более низких цен на сырьевые товары, нарушения работы финансового рынка, политической неопределенности, замедления темпов роста в развитых странах, в том числе в Европе и Соединенных Штатах, а также геополитической неопределенности в регионе.

Главным риском для России и восточной части региона является замедление восстановления мировых цен на энергоносители. Для экспортеров энергоносителей (Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана, Узбекистана) шоковые изменения цен на мировом энергетическом рынке могут повлиять на макроэкономическую стабильность за счет распространения на другие сектора, такие как строительство и транспорт, а также могут оказать давление на бюджет, валютный курс, инфляцию и спровоцировать финансовую нестабильность.

Финансовые ограничения и фискальные ухудшения могут спровоцировать ужесточение про-циклической политики, которая может включать уменьшение бюджетных расходов и увеличение процентных ставок. Более глубокий и долгий спад в России может оказать значительное негативное влияние на всю восточную Европу за счет сокращения денежных переводов и снижения спроса на экспорт (в частности, на Армению, Беларусь, Грузию, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Узбекистан).

Ужесточение монетарной политики в США может сопровождаться повышенными финансовыми рисками, которые в прошлом привели к замедлению международных потоков капитала и имели разрушительные последствия для экономической активности и занятости в регионе. Экономики со значительными потребностями во внешнем финансировании особенно чувствительны к потенциальному оттоку капитала. Рост неопределенности в развитых странах (вне зависимости от региона) может оказать существенное влияние на торговлю, внешнеторговые балансы, а также региональные перспективы роста.

Выводы:

Устойчивый рост региона Европы и Центральной Азии требует притока инвестиций. Однако имеющиеся финансовые дисбалансы значительно сдерживают приток капитала. Для восстановления инвестиционной активности в регионе необходимо способствовать более эффективному использованию государственных ресурсов и развитию государственно-частного партнерства. К числу необходимых реформ относятся углубление рынков капитала и укрепление банковских систем. Оживить инвестиционную активность также помогут региональные и глобальные инвестиционные инициативы и фонды, в том числе структурные фонды ЕС.

На углеводороды приходится более 70 процентов экспорта товаров во многих странах восточной части региона (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан). Диверсификация, позволяющая достичь более высоких темпов роста и уменьшить нестабильность объемов производства, должна занимать одно из приоритетных направлений экономической политики. Международный опыт показывает, что уменьшение зависимости от сырьевого сектора может быть успешным только тогда, когда правительство уделяет этому много времени и прилагает достаточно политических усилий.

Источник: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/25823/9781464810169.pdf

ИЭСКР. 30.01.2017

Читайте также: