Валютный кризис в Азербайджане: пора менять модель целиком?
Максуд Талыблы
Ситуация с финансами остается напряженной в Азербайджане. Проблема дефицита валюты в новом году грозит усугубиться. Не вызывает доверия и общее состояние банков. Согласно опросам, более трети населения страны не доверяют ни одному банку. Граждане просто боятся банков, так как они сыграли с вкладчиками много «злых шуток», из-за которых люди потеряли свои деньги.
Хотя правительство и сам Центробанк Азербайджана (ЦБА) предпринимают меры для исправления ситуации, но напряженность все еще не спадает. Накануне нового года ЦБА выступил с сообщением о том, что Совет финансовой стабильности Азербайджана, возглавляемый премьер-министром Артуром Расизаде, планирует на 2017 год комплекс мер, направленных на финансирование и снижение дефицита платежного баланса. ЦБА объясняет и причины такой стратегии: финансирование стратегических энергетических проектов и большие финансовые обязательства, связанные с выплатами по внешнему долгу госсектора, повлияют на платежный баланс. В данном случае, речь идет об огромном дефиците в платежном балансе, который может сказаться и на макроэкономической стабильности в стране. И тут уже, конечно же, потребуется приложить много усилий, чтобы добиться финансовой стабильности, что не в силах одному Центробанку.
Экономист Натик Джафарли утверждает, что зависимость Азербайджана от внешних факторов, в том числе от цен на нефть продолжает расти, что, разумеется, усиливает давление на манат. «Власти часто говорят о развитии ненефтяного сектора, хотя это под большим вопросом. Политика импортозамещения вылилась в замещение импорта из одних стран импортом из других стран. Реально никаких реформ нет. Кроме того, на нас негативно отражаются происходящие в соседних странах процессы. Вполне возможно, что мы будем еще некоторое время наблюдать плавающий курс маната, но столь заметного и разового удешевления, не будет. У правительства, к сожалению, нет ни одной антикризисной программы. Элементарно не обсуждаются проблемы», — заявил он корреспонденту EADaily.
При этом Джафарли не сомневается, что если цены на нефть установятся на уровне 60−65 долларов, то Центробанк пойдет на укрепление маната. «В ближайшее время продажа очередной партии нефти по новым ценам принесет в республику определенные валютные поступления, что даст ЦБ поле для маневра на валютном рынке. Но вместе с тем американские сланцевики могут увеличить добычу нефти, поэтому надеяться на нефть особенно не следует. Необходимо продолжать работу над развитием ненефтяного сектора. Однако рост нефтяных цен нам очень нужен именно сейчас для стабилизации валютного рынка. Поэтому расслабляться не стоит, надо продолжать работу над программой экономических реформ», — сказал он.
Экономист не сомневается, что кризис в Азербайджане ударит по многим секторам экономики и приведет к снижению покупательной способности населения.
Для большинства населения новый 2017-ый год сулит только проблемы, и они уже начались. Рост инфляции становится практически неизбежным, причем она почти определенно превысит однозначную планку, которая ожидалась в случае медленной девальвации маната. Собственно говоря, рост цен начался немедленно в тех отраслях, которые связаны с долларовыми затратами — торговля, туризм, рынок жилого и коммерческого имущества, строительство и тому подобное.
Можно ожидать дальнейших проблем с кредитованием, особенно, в валюте. Заемщикам, взявшим кредит в твердой валюте, в частности импортерам, трудно возвращать кредиты. Многие банки все ближе подбираются к критической черте, которая заметна по высокой степени невозврата кредитов, низкому уровню кредитования, выводу депозитариями своих капиталов, валютному голоду.
Этот пессимистический прогноз в целом разделяет и известный экономист Губад Ибадоглу. По его словам, согласно официальным статистическим данным, в прошлом году экономика Азербайджана уменьшилась в 4 раза. «Продовольственная инфляция перешагнула за 15%, закрылись свыше 50 тысяч рабочих мест. Азербайджанская экономика оказалась наряду с Беларусью и Россией среди подвергшихся упадку на пространстве СНГ и даже возглавила этот черный список. Не оптимистичны прогнозы и на 2017-й год. Первая половина года будет более тяжелой. В этот период экономический кризис приведет и к кризису бюджетному. Ибо уменьшающийся импорт, слабая экономическая активность породят проблемы в исполнении прогнозных данных доходной части бюджета. Это в свою очередь создаст серьезные трудности в своевременной выплате пенсий и зарплат в финансируемых из госбюджета организациях», — написал Ибадоглу в социальной сети Facebook.
На его взгляд, самыми большими проблемами станут безработица и инфляция. «Сокращение рабочих мест продолжится и в 2017-м году. В течение года будут новые решения Тарифного совета по повышению цен на энергоносители, коммунальные услуги, платы за проезд на транспорте. Эти и другие факторы обусловят двузначность инфляции. В 2017-м году продолжатся трудности в финансовом и банковском секторах. Банки и другие кредитные организации вынуждены будут приостановить деятельность и объединяться», — прогнозирует Ибадоглу.
По мнению эксперта, курс маната по отношению к доллару в течение года может развиваться по трем сценариям. При благоприятном сценарии средний курс 1 доллара составит 2,2 маната, при среднем сценарии — 2,5, а при негативном — до 2,8 манатов. Как полагает Ибадоглу, пока не будет сформирован реальный курс маната не удастся привлечь в страну капитал и стабилизировать экономику.
Бывший министр внешнеэкономических связей Азербайджана Гудрат Гулиев также считает, что у Азербайджана есть возможности преодолеть экономический кризис. «Но для этого стране необходимы коренные преобразования, начиная от создания и внедрения систематизированной программы экономических реформ до совершенствования управленческой структуры и кадровой политики. Стране необходима новая экономическая модель развития, совершенно иная инфраструктура прозрачных рыночных отношений, свободных от административного диктата и создающих надежный фундамент для экономического рывка. Время собирать камни», — пишет экс-министр на своей странице в Facebook.
По его словам, Азербайджан имеет все возможности выйти из кризиса более сильным государством с развитой экономикой. Несмотря на нерадужные прогнозы, Кабинет министров пока не предлагает путей выхода из кризиса, хотя различные источники сообщают о наличии пакета антикризисных и реформистских мер. Это косвенно подтверждает утвержденный рамочный документ Всемирного Банка (ВБ) по партнерству с Азербайджаном на период 2015—2020 годов. Документ призван регулировать операции Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (IFC) и Агентства по многосторонним инвестиционным гарантиям (MIGA) по поддержанию устойчивого, инклюзивного и ориентированного на частный сектор развития в Азербайджане.
EurAsia Daily. 06.01.2017