Си Цзиньпина признали "царем глобализации"
Ольга Соловьева
Китай осваивается в новой роли глобального экономического лидера, которую только что освободили для него США. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил вчера с программной речью в швейцарском Давосе в защиту свободы торговли и против новой волны протекционизма, которую связывают с новой американской администрацией. Одновременно – в поддержку позиции Си Цзиньпина – Госсовет КНР объявил об открытии для иностранных инвесторов доступа в ключевые отрасли китайской экономики. Между тем многие экономисты считают, что тренд на глобализацию остался в прошлом и мир движется к модели «каждая нация сама за себя». Для ориентированной на экспорт сырья России это грозит новой нестабильностью.
«Необходимо сказать «нет» протекционизму в экономике. Проведение политики протекционизма – это как запереть себя в темной комнате. Снаружи могут быть дождь и ветер, но также воздух и свет», – подчеркнул китайский лидер в ходе своего выступления на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ). А в торговых войнах победителей не бывает, уверен он.
По мысли Си Цзиньпина, необходимо не отказываться сегодня от идей глобализации мировой экономики, а адаптироваться к ней. «Верно, что экономическая глобализация создала новые проблемы. Но нет оправданий для того, чтобы списать экономическую глобализацию со счетов. Напротив, мы должны адаптироваться к экономической глобализации, сгладить негативный эффект от нее и привнести ее положительное влияние во все страны», – сказал он в ходе своего выступления на форуме в Давосе.
«Нравится это вам или нет, глобальная экономика – большой океан, от которого невозможно скрыться. Все пытаются перекрыть поток капитала, технологий, товаров, производств и людей между экономиками и направить воды океана в отдельные озера и каналы. Это просто невозможно, и, по правде, это противоречит историческому тренду», – уточнил председатель КНР.
Не правы, по мысли китайского лидера, и те, кто винит глобализацию во всех проблемах. «Я хочу отметить, что множество проблем, с которыми сталкивается мир, вызваны не глобализацией», – заявил он. «Например, мировой финансовый кризис не был плодом экономической глобализации, он скорее был результатом погони за финансовой прибылью и провалом в финансовом регулировании», – отметил Си Цзиньпин. Вместе с тем мировая экономика хотя и «достигла как никогда высокого уровня развития», но также «обострила старые и новые вызовы – это региональные конфликты, рост террористической угрозы, проблема мигрантов». Но в этом виновата не глобализация как таковая, а скорее недостаток опыта в управлении ею, полагает Си Цзиньпин.
Основная же проблема мирового сообщества сегодня – низкие темпы роста мировой экономики. «Мировая экономика растет медленно уже довольно долго. Глобальная экономика растет самыми слабыми темпами за семь лет, а рост мировой торговли еще меньше», – напомнил он.
Вторая проблема заключается в том, что неадекватное управление глобальной экономикой осложняет адаптацию к новым событиям.
«В частности, в финансовой сфере не удается своевременно реагировать на волатильность рынков капитала и рост пузырей», – посетовал Си Цзиньпин.
Третья – неравномерное развитие стран осложняет выполнение запроса людей на улучшение качества жизни, сообщил он. По его словам, 1% богатейших людей владеют большим состоянием, чем остальные 99%.
Вместе с тем становится очевидно, что теперь первую скрипку в глобализации играют не старые лидеры, а именно Китай. Ранее «НГ» уже писала, что визит лидера КНР в Давос фактически означает заявку на смену глобального экономического лидерства. И не случайно Китай становится основным рупором идей глобализации (см. «НГ» от 13.01.17).
Между тем участники и организаторы ВЭФ озабочены нарастанием в мире идей популизма и протекционизма на фоне итогов референдума по брекзиту в Великобритании или победы на президентских выборах в США Дональда Трампа, который декларирует безусловный приоритет защиты собственной экономики. И даже сами капиталисты теряют веру в капитализм, пишет немецкая Welt. Издание в качестве примера приводит опрос консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers (PwC), проведенный среди крупных бизнесменов. Его результат показал, что даже экономическую элиту охватили сомнения в рациональности существующей системы. «Но если даже сами капиталисты не верят в капитализм, если глобализацию безоговорочно не поддерживают те, кто в значительной степени ее продвигает, то мировому порядку, более или менее ориентированному на рыночную экономику, в самых его основах угрожает опасность. Если даже капиталисты больше не верят в капитализм, вскоре все перестанут в него верить», – рассуждает СМИ.
Вызывает вопросы и судьба так называемой Кимерики (Китай + Америка) – термина, возникшего для описания симбиотической взаимосвязи между ростом ВВП Китая на основе экспорта и чрезмерным потреблением Америки, введенного экономистами Найлом Фергюсоном и Морицом Шулариком. И, похоже, этому союзу приходит конец. На мысль об этом толкают не только лишь протекционистские заявления Дональда Трампа в противовес необходимости защищать глобальную торговлю, о чем говорит Си Цзиньпин. Отношения между странами, очевидно, можно признать непростыми и после недавних политических заявлений. В частности, китайские англоязычные СМИ обрушились с критикой на избранного президента США после его заявлений о «необязательности следования политике «одного Китая».
Однако опрошенные «НГ» эксперты сомневаются в скором экономическом разрыве двух стран. «Если говорить о потенциальных переменах в двусторонних отношениях в связи со вступлением в должность Дональда Трампа, то, очевидно, любые прогнозы пока преждевременны. Революционных перемен, на мой взгляд, ждать не стоит – Китай и США неразрывно связаны общими торговыми и финансовыми связями», – полагает директор офиса консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин.
«С трудом верится, что США вот так просто откажутся от существующих условий торговли с КНР», – сомневается руководитель отдела продаж компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Даже в рамках объявленной Трампом политики сложно представить, каким образом будет выживать американский рынок потребительских товаров, в первую очередь тех, чье производство в США ограничено или вовсе невозможно в связи с высокими экологическими стандартами и дороговизной рабочей силы, продолжает он. «На мой взгляд, это практически невозможно с учетом того, что на все про все у Трампа от четырех до восьми лет, тогда как вывод производства в КНР занял почти четверть века», – замечает Звенигородский.
Однако ситуация для мира в целом может быть еще сложнее. Следуя позиции «каждая нация сама за себя», Штаты могут начать шире трактовать для себя международные обязательства. «Поскольку он (Дональд Трамп. – «НГ») «не видит никакой ценности для американских избирателей» в соблюдении международного права по отношению к сторонам конфликта в Сирии, то почему этот избиратель должен возмутиться ограблению иностранных вкладчиков?» – рассуждает политолог Дмитрий Дробницкий. Иными словами, нельзя исключать того, что доллары и ценные бумаги, в которых хранят свои сбережения Германия, Япония, Китай, Россия и другие страны, могут быть переоценены по «реалистичному курсу». Для России подобный шаг обернется обнулением всех валютных резервов и существенной переоценкой ее экспортных позиций, предупреждает эксперт.
Между тем Китай продемонстрировал вчера, что поддержка глобализации для него – не просто слова. Во вторник Госсовет КНР объявил о смягчении условий доступа для иностранных инвесторов в ключевые отрасли страны. Ограничения будут частично сняты для доступа иностранных инвесторов в банковскую сферу, сферу страхования, ценных бумаг, инвестиционного менеджмента, осуществления фьючерсных сделок. Также отменяются ограничения для иностранных инвестиций в сферу железнодорожного оборудования, производства мототехники, производства жиров и масел, топливного этанола. При этом инвесторам, которые собираются вкладывать средства в проекты в нефтегазовой отрасли, больше не нужно утверждение их проектов от центральных властей, сообщает РИА Новости.
Независимая газета. 18.01.2017