"Шелковый путь": все дороги ведут в Китай
Мария Шелудякова
Страны Центральной Азии надеются на возвращение золотого времени Великого Шелкового пути благодаря сопряжению двух интеграционных проектов – Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Выгоды и подводные камни создания единой инфраструктуры и распространения китайского влияния в регионе обсудили эксперты Гайдаровского форума.
Экономический пояс Шелкового пути, безусловно, поможет реализовать потенциал внутренних возможностей в странах Центральной Азии, уверен бывший премьер-министр Кыргызстана Джоомарт Оторбаев. Однако, подчеркнул он, чтобы получить выгоды в долговременной перспективе, предстоит решить ряд универсальных для региона проблем.
Китай соберет все пенки?
При реализации любых подобных проектов у Пекина, как правило, появляются свои условия – Китай предоставляет инвестиции, однако подрядчики должны быть китайскими, рабочие – также китайскими, сроки на возврат инвестиций жесткие. Защищена ли Центральная Азия от "китайской диктатуры"?
"Ни у кого нет эйфории, что Китай занимается благотворительностью. Китайские власти отличаются особой прагматичностью, и у них традиционный подход. В наших странах они работают по госгарантии, – рассказал Оторбаев. – В Центральной Азии должны понимать, что Шелковый путь – процесс перспективного развития. Начинаются консультации китайской стороны с нашей пятеркой (страны ЦА, – ред.), но традиционные механизмы уже не действуют".
Выдача кредитов под госгарантии в данных условиях не эффективный метод, отметил эксперт, ощущается и колоссальный разрыв из-за того, что правительства государств не обращаются друг к другу напрямую, а "пишут письма". Необходимо искать новые механизмы совместной работы, уверен он.
"На самом деле это огромный потенциал внутренних возможностей для наших экономик, и для Китая Центральная Азия в приоритете. Но есть условие – страны должны грамотно выстраивать отношения с двумя крупными державами, Россией и Китаем", – подчеркнул Оторбаев.
Китаю, который всегда ориентировался на внутренний рынок, только предстоит осуществить поворот на внешние рынки, а для этого придется перестроить мышление.
Центральная Азия хочет свой кусок
По некоторым расчетам, уже через тридцать лет Азия будет производить половину мирового ВВП, а когда говорят об Азии, прежде всего, имеют в виду Китай. И чтобы осуществить прорыв в экономике, надо присоединяться к Шелковому пути – других альтернатив просто нет, считают экономисты. На осуществление инфраструктурных проектов Китай предлагает серьезные инвестиции – свыше 45 миллиардов долларов. И конкретные инфраструктурные проекты уже осуществляются.
Сопряжение двух проектов на евразийском пространстве приведет к прямым инвестициям, однако без России страны Центральной Азии, где ВВП на душу населения относительно небольшой, не могут влиять на этот процесс, согласились эксперты. Китай – это огромный рынок, и каждая страна хочет получить свои выгоды при переходе к новой модели экономического роста с ориентацией на внутреннее потребление.
"В государствах, которые не имеют выхода к океану, наблюдается минимальная экономическая активность, потому что стоимость логистических услуг в три раза больше. Очевидно, что возврат к золотому времени Великого шелкового пути возможен только при осуществлении этого проекта", – отметил бывший премьер-министр Кыргызстана.
Казахстан уже давно приступил к реализации некоторых проектов, причем за свой счет, рассказал глава международного финансового центра "Астана" Кайрат Келимбетов. По его словам, необходимая для сопряжения инфраструктура подготовлена.
"За свои деньги мы проделали очень большую работу: соединение железной дороги на границах с Китаем и Кыргызстаном, строительство тысяч километров железных дорог, расширение порта Актау и многое другое", – подчеркнул Келимбетов.
По его мнению, то, что на самом высоком уровне главы государств ЕАЭС договорились провести два интеграционных проекта, уже очень хорошо. Но многое зависит от того, как страны региона будут использовать предоставленные возможности.
Новые финансовые центры в ЦА
Одна из возможностей для Центральной Азии – появление в регионе крупных финансовых центров, и в будущем Астана сможет смело претендовать на такой статус. Финансовый центр – это город, который мог бы предоставить гарантии безопасности инвестиций и возможности для структурирования финансовых проектов.
Китай настроен серьезно, между регионами КНР даже идет борьба за участие в этой программе. Но к сожалению, на данный момент никаких гарантий нет, и "Шелковый путь" может пройти в южном направлении, например, через Пакистан.
"Пока поток инвестиций идет в нашу сторону, и все зависит от того, как мы сможем наладить сотрудничество с Китаем. Надо не просто стать частью транзита, а активными участниками этого процесса. А для западного общества это возможность осваивать новые рынки и продвигать свои технологии", – заявил Келимбетов.
Китай объявил о новой стратегии экономического развития "Один пояс — один путь", направленной на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии, в 2013 году. Стратегия включает два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях.
Sputnik. 16.01.2017