Россия - ЕС: Как совместить сотрудничество и санкции?

Людмила Печищева

Сегодня уже неважно, как рассматривать санкции: в качестве «мягкой», «жесткой» или «умной» силы, важно понять, как России и странам ЕС выйти из сложившейся затруднительной ситуации. Кому выгодны санкции?

Как ни парадоксально, санкции не выгодны ни России, ни ЕС. Однако отношения РФ-ЕС «развиваются» по какому-то определенному, заданному несколько лет тому назад, плану и никак не могут изменить свою траекторию. В политике правят бал не эмоции и иррациональные поступки, а логика и рационально выстроенные стратегии, нацеленные на защиту национальных интересов и безопасности государства.

Одним из ключевых составных элементов национальной безопасности России является обеспечение энергетической безопасности, поскольку Россия – одна из лидирующих стран на мировом рынке энергоресурсов. По оценкам экспертов, примерно треть российского угля и газа и две трети нефти идут на экспорт. Так одним из документов, регулирующих энергетическую безопасность, является принятая в 2009 году «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года». Следовательно, российское правительство нацелено не только на обеспечение устойчивого и долгосрочного снабжения страны энергоресурсами, развитию экономики и альтернативных источников энергии, но и понимает, что энергобезопасность России рассматривается как решение важнейших социальных проблем, стоящих перед государством.

Россия сегодня сталкивается с определенными внутренними и внешними вызовами в сфере энергетики. К внутренним проблемам в российской энергетической отрасли можно отнести недостаточный технологический уровень российского топливно-энергетического комплекса, зависимость бюджета страны от колебаний на энергоносители, нестабильную конъюнктуру энергетического рынка, превосходящий объем добычи природных ископаемых над разведкой новых источников.

Среди внешних факторов отмечаются, во-первых, введенные в отношении России санкции, которые вынудили правительство быстро реагировать и переориентироваться на другие рынки; поэтому азиатское направление на сегодняшний день является перспективным для поставок российских природных ресурсов. Во-вторых, нельзя упускать из виду стремительно растущую потребность Китая и Индии в газе и нефти. Индия, к примеру, в ближайшее время столкнется с проблемой̆ нехватки энергоресурсов из-за увеличения населения и экономического роста. В 2020 году общий спрос на электроэнергию возрастет примерно в 3,5 раза, потребность в угле почти удвоится, а в нефти и газе – утроится. Поэтому в связи с возрастающими потребностями азиатских экономик России необходимо будет сбалансированно и тщательно подходить к распределению природных ресурсов как внутри страны, так и для экспорта. В-третьих, в связи с нестабильной украинской политической и экономической ситуацией, необходимо искать альтернативные государства-транзитеры для бесперебойной поставки природных ресурсов из России в ЕС. В-четвертых, после прихода к власти в США Дональда Трампа может произойти смена приоритетов в энергетической сфере. В-пятых, наука не стоит на месте. Появление инновационных технологий и расширение географии применения альтернативных источников энергии могут в ближайшее время изменить конъюнктуру энергетического рынка. И те игроки на этом рынке, которые сумеют разработать конкурентоспособные и эффективные технологии и перейти на новый технологический уровень, будут диктовать условия и ценообразование в сфере энергетики другим странам-экспортерам.

Таким образом, необходимо, в первую очередь, отказаться от политизации энергетической сферы и делать акцент на экономических выгодах и преимуществах в реализации энергетических проектов между государствами. Во-вторых, Россия не должна упускать возможность модернизации ТЭК и расширения связей в сфере энергетики с технологически прогрессивными и надежными странами. В-третьих, необходимо обратить внимание и на диверсификацию отношений посредством привлечения новых партнеров и возможное создание союзов по развитию газовых и нефтяных проектов. Однако при смене ориентиров нельзя забывать своих давних партнеров, например, Германию, которая среди других европейских стран является для России одним из самых крупных игроков в энергетической сфере. Правительство ФРГ по-прежнему настроено на пролонгацию санкций в отношении России, однако необходимо продолжать реализацию проекта «Северный поток-2», который сможет дать преимущества Германии в распределении газа внутри Европы, а Россия сможет получить экономические дивиденды от проекта и договориться о расширении двустороннего сотрудничества в области альтернативных источников энергии и новых технологий.

В каком-то смысле энергетическая безопасность является связующим звеном между Россией и ЕС, поскольку европейские страны нуждаются в качественных природных ресурсах, а Россия – в надежных бизнес-партнерах, готовых приобрести эти ресурсы. Поэтому несмотря ни на что, в энергетической сфере России и ЕС необходимо продолжать сотрудничество, претворяя в жизнь проекты в области энергетики, а также привлекать новых партнеров и инвестиции.

Внешнеполитическая Экспертиза. 22.01.2017

Читайте также: