Партия Саакашвили развалилась
Юрий Рокс
Противоречия между лидерами «Единого национального движения» (ЕНД) – бывшей партии власти Грузии – оказались непреодолимыми. В понедельник отстранением Ники Мелия с поста председателя парламентской фракции ЕНД должно было начаться официальное разделение партии, но в последний момент процесс перенесли на несколько дней. Очевидно, наиболее яркие представители ЕНД покинут партию и создадут свою организацию. С кем и с чем останется экс-президент Грузии Михаил Саакашвили – вопрос открытый.
О том, что в рядах ЕНД нет прежнего единства, стало понятно в ходе недавней избирательной кампании в парламент страны. Впрочем, партийную кончину «националам» предрекали еще после поражения в парламентских выборах 2012 года. Однако ЕНД выстояло, несмотря на арест нескольких лидеров и прессинг властей. Признаки серьезного кризиса проявились чуть более полугода назад, когда четверо далеко не последних «националов» объявили о несогласии с партийным курсом и пошли своим путем. Настоящая же гроза разразилась уже в ходе выборов и после оглашения их итогов.
Во время предвыборной кампании в Грузии поговаривали, что бывший секретарь Совета национальной безопасности страны, идеолог ЕНД Гига Бокерия раздражен частными агитационными выступлениями работавшего губернатором Одесской области Саакашвили по подконтрольному «националам» телеканалу «Рустави-2». Бокерия и единомышленники опасались, что агрессивная риторика Саакашвили, его непродуманные обещания не привлекут дополнительные голоса, а наоборот – отпугнут избирателя. Это в целом подтвердилось итогами выборов: ЕНД потерпело сокрушительное поражение, а его соперник – «Грузинская мечта» (ГМ) – получил достаточное количество мандатов для формирования в парламенте конституционного большинства. Тогда Саакашвили потребовал от однопартийцев отказаться от мест в парламенте, начать уличные акции протеста и попытаться еще раз перехватить власть революционным путем. Однако Бокерия и другие члены партии, в том числе бывший спикер парламента Давид Бакрадзе, предпочли политическую борьбу в стенах высшего законодательного органа. Катализатором же окончательного развала, очевидно, стало освобождение из заключения бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулава по решению Апелляционного суда.
Отсидевший почти пять лет Угулава при каждом удобном случае высказывал недовольство тем, что бывший президент, по его мнению, недостаточно озаботился облегчением его непростой арестантской судьбы, а разъезжал по миру и потом увлекся работой в Украине. Но именно по настоянию Угулавы точка в истории нынешнего ЕНД будет поставлена после выяснения планов Саакашвили. О чем уже успели поговорить бывший президент и бывший столичный мэр, общественность, возможно, узнает позже. Но почти сразу после их общения выяснилось, что парламентская фракция ЕНД недовольна действиями своего председателя Ники Мелии и решилась на его переизбрание. В свою очередь, Мелия обвинил коллег в том, что они «бездумно, как дети, слушаются Бокерию – Бакрадзе», а также в тайных связях с неформальным лидером Грузии Бидзиной Иванишвили.
В понедельник исполнительный секретарь ЕНД Серго Ратиани объявил о принятом решении, предполагающем роспуск партии. Как следует из его слов, ситуацию, когда часть членов организации управляется одной группой лидеров, а вторая – другой, нельзя считать нормальной. Он сообщил, что Угулава и Саакашвили договорились продолжить консультации в ближайшие дни, но судьба ЕНД сомнений уже не вызывает.
В сухом остатке – практически весь костяк ЕНД, на который опирался Саакашвили в годы правления, создает новую организацию, которая, вероятно, будет называться «Европейской Грузией». За экс-президентом, похоже, останется собственно само ЕНД, но определение «единое» вряд ли будет уместным в названии. В самой партии почти не будет харизматичных заметных политиков, и возможности у находящегося в розыске, а потому лишенного возможности приезжать в Грузию Саакашвили преобразовать оставшихся верными «националов» в реальную политическую силу не представляются такими уж явными. Хотя далеко не последнюю роль, по мнению наблюдателей, при этом играет то, как бывшим соратникам по партии власти удалось договориться по вопросу перераспределения партийных средств.
Независимая газета. 10.01.2017