Население больше боится наводнений, чем увольнений
Анастасия Башкатова
К парадоксальному результату пришли в своем исследовании специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Судя по их опросу, сейчас россияне говорят о крайне низкой вероятности появления в их семье таких проблем, как конфликты с близкими, потеря работы, снижение доходов. Даже наводнение и землетрясение и то кажутся некоторым россиянам более реальной угрозой, чем увольнение и снижение зарплат. В то же время, по данным Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), лишь единицы не ощутили на себе воздействия кризиса, при этом 20% работников не могут вовремя получить зарплату.
Главными факторами, создающими наибольшее напряжение в обществе, остаются опасения россиян, связанные с международными конфликтами и с ростом цен, сообщает ВЦИОМ. А все остальные негативные факторы, судя по опросам, воспринимаются россиянами как маловероятные для их семьи проблемы.
ВЦИОМ ежемесячно рассчитывает различные индексы страхов на основе всероссийских опросов 1600 человек. Эти индексы показывают, насколько высокой кажется россиянам вероятность наступления той или иной проблемы. Показатель может колебаться в пределах от –100 до 100. Чем выше значение индекса, тем актуальнее для респондента проблема, чем ниже его значение – тем меньше респондент боится указанных событий.
В конце 2016 года индекс страхов, связанных с международными конфликтами, составил 14 пунктов, в начале 2016-го он достигал 23 пунктов. Индекс страхов, связанных с ростом цен, исчезновением из магазинов привычных товаров, обесценением сбережений, в декабре 2016-го составил 10 пунктов против 19-ти на начало прошлого года. То есть за год россияне стали меньше бояться указанных проблем, однако они до сих пор остаются для населения самыми актуальными.
Менее вероятными проблемами для своей семьи граждане назвали разгул преступности (–1 пункт), беспорядки внутри страны на политической, национальной или религиозной почве (–7 пунктов), проблемы со здоровьем и трудности с получением медпомощи или лекарств (–8 пунктов), наводнения, землетрясения или иные стихийные бедствия (–14 пунктов). А самые невероятные проблемы, которые вызывают меньше всего опасений у граждан, это, как ни странно, снижение доходов, задержки зарплат, перевод на неполную рабочую неделю (–18 пунктов), потеря работы (–29 пунктов) и конфликты в семье, разрыв с близкими (–50 пунктов).
«Декабрь 2016 года стал одним из самых спокойных месяцев прошедшего года, что и отразили результаты соцопроса. Можно выделить два ключевых фактора этой ситуации. Во-первых, нетипичная для декабря стабильность на валютном рынке. Негативные ожидания не оправдались. Во-вторых, миролюбивые декларации руководства страны, сделанные в ноябре – декабре. Они услышаны и отрефлексированы. Общий итог – ослабление актуальности доминантных страхов», – комментирует результаты опросов руководитель исследовательских проектов ВЦИОМа Михаил Мамонов.
Похоже, что в опросе ВЦИОМа приняли участие идеальные россияне, у которых ни в семье, ни на работе – нигде нет проблем. Иная картина у других исследовательских центров. Как ранее сообщил фонд «Общественное мнение» (ФОМ), по состоянию на середину января этого года 70% из 1500 опрошенных россиян считают, что сейчас в стране продолжается экономический кризис. Не видят кризиса 19% респондентов.
Как пояснили респонденты ФОМа, среди главных проявлений кризиса инфляция (на нее указали 30% опрошенных), снижение уровня жизни людей, их доходов (27% голосов), безработица, сокращения на работе (14%).
Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС обнародовал в понедельник данные еще одних социологических исследований, из которых следует, что кризис затронул уже 77% населения. Из них 46% говорят о незначительном влиянии кризиса, 31% – о сильном. Кроме того, 12% утверждают, что пока кризис их не затронул, но скорее всего они ощутят его последствия в будущем. А неуязвимыми для кризиса себя считают всего около 8% граждан. Остальные затруднились с ответом. Это данные на ноябрь 2016-го. Для сравнения: в ноябре 2015-го о том, что кризис затронул их лично, говорило чуть меньше граждан – около 76%.
«Как и год назад, негативные ожидания формулируются в отношении перехода на неполную рабочую неделю, понижения размера зарплаты, ухода в неоплачиваемый отпуск», – поясняется в материалах РАНХиГС. Доля граждан, которые еще недавно работали, но теперь оказались уволены, достигла 15% в ноябре 2016-го против 13,8% в ноябре 2015-го. За указанный период увеличилась доля граждан, которых перевели на неполную рабочую неделю, – с 4,6 до 6%. О вынужденном неоплачиваемом отпуске теперь говорят 4,7% граждан против 2,3% годом ранее. Ощутимо выросла доля респондентов, перешедших в неформальный сектор, – с 7 до 12%.
Наконец, о задержках зарплат теперь говорит почти каждый пятый (19,6%) работающий, хотя в начале прошлого года сами же специалисты РАНХиГС указывали, что «задержки зарплаты – широко распространенный в 1990-ые годы способ работодателей снизить издержки по оплате труда – в настоящее время чрезвычайно редкое явление».
Независимая газета. 31.01.2017