Король Саудовской Аравии поручил достроить Рогунскую ГЭС в Таджикистане
Виктория Панфилова
Королевство Саудовская Аравия рассматривает возможность участия в строительстве Рогунской ГЭС в Таджикистане. Данный вопрос включен в повестку очередного заседания таджикско-саудовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое в ближайшее время состоится в Эр-Рияде.
В Саудовской Аравии с визитом побывал спикер парламента Таджикистана Шукурджон Зухуров. В ходе беседы с королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азиз Саудом таджикский парламентарий рассказал о начале возведения плотины Рогунской ГЭС и сроках запуска первой очереди гидростанции. «В условиях мирового кризиса для качественной реализации этого проекта Таджикистан нуждается в получении льготного долгосрочного кредита, и Саудовская Аравия может оказать республике помощь. Данный вопрос включен в повестку дня очередного заседания таджикско-арабской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое состоится в Эр-Ряде», – отметил Зухуров. По его словам, интересен также ряд проектов в сферах транспорта, переработки сельхозпродукции.
Король Саудовской Аравии назвал Таджикистан важным партнером и поручил соответствующим структурам своего государства принять действенные меры для наращивания сотрудничества с Душанбе в экономике и торговле. Эр-Рияд, по данным главы пресс-службы парламента Мухаммадато Султонова, готов финансировать гидроэнергетический и горнодобывающий секторы Таджикистана.
На встрече со спикером таджикского парламента замминистра экономики королевства Сауди Мухаммад ал-Мазият напомнил, что Эр-Рияд финансирует проекты в Таджикистане посредством саудовского Фонда развития. Эта организация, созданная в 2002 году, поддержала реализацию проектов в транспортной сфере, образовании и медицине. В частности, на средства фонда построена автодорога Куляб–Калаи Хумб, а также несколько школ и больниц. В планах строительство дворца для таджикского парламента в центре Душанбе.
В ответ за оказанные услуги Саудовская Аравия чуть более года назад пригласила Таджикистан вступить в исламский военный блок – аналог НАТО. Тогда Президент Эмомали Рахмон в ходе своего визита в Эр-Рияд обещал изучить вопрос всесторонне и только после этого дать саудовскому королю ответ (см. "НГ" от 23.12.15). Однако официальный Душанбе пока молчит. Не исключено, что теперь Эр-Рияд уже более жестко сформулирует условия, при которых возьмется за возведение Рогуна. Эксперты считают, что сближение Душанбе с Эр-Риядом может усложнить и без того непростые его отношения с соседями. В особенности с Россией, Узбекистаном и Ираном.
«Обращение к Саудовской Аравии с просьбой кредитовать строительство Рогунской ГЭС свидетельствует об определенной безысходности в руководстве Таджикистана по финансированию проекта, давно возведенного в ранг национальной идеи», – сказал «НГ» востоковед, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Он считает, что отказаться от строительства или отложить его неопределенный срок таджикское руководство уже не может, это стало бы не просто признанием фиаско в области энергетики, но и политическим крахом администрации главы государства, да и самого Эмомали Рахмона.
По словам эксперта, в последние месяцы вопросы финансирования строительства Рогунской ГЭС таджикская сторона перед кем только не поднимала: от итальянских компаний до индийского правительства. В общем и целом – безуспешно. «Обращение же к Эр-Рияду имеет и серьезную политическую подоплеку – более года Душанбе уверенно демонстрирует свою вполне революционную по форме внешнеполитическую переориентацию от ранее близкого, родственного и более чем дружественного Ирана именно в сторону Королевства Саудовская Аравия. И в Эр-Рияде почувствовали перспективность вовлечения Душанбе в орбиту своего влияния, хотя интересы саудовцев не особо направлены на энергетику. Их больше интересуют религиозная, образовательная сферы, позволяющие формировать широкие слои поддержки в собственных интересах», – отметил Князев. Эксперт считает, что сближение с Эр-Риядом рассматривается в Душанбе и как предмет торгов – с тем же Тегераном, а заодно и с Москвой, и как рычаг противопоставления вовлечению Таджикистана в Евразийский экономический союз. Выделит ли королевство испрашиваемый льготный бессрочный кредит – вопрос скорее риторический. Вероятно, и в саудовской столице его пока изучают на предмет потенциальных выгод. Но даже в случае положительного для Душанбе решения это не снизит проблематичности строительства Рогунской ГЭС, главной сложностью для которой является позиция Ташкента.
«Осенью прошлого года в этом вопросе наметились сдвиги – на Рогуне побывали делегации экспертов из Ташкента, состоялся ряд двусторонних обсуждений. Все это происходило в закрытом режиме, но понятно, что согласие Узбекистана на завершение проекта упирается в разные представления о высоте плотины для ГЭС и соответственно рисует различные последствия в сферах безопасности и гидромелиорации. Гипотетически Ташкент мог бы не только согласиться на строительство, но и стать его участником. Однако признаки того, что Душанбе может использовать ГЭС как инструмент давления на соседей, делают ситуацию тупиковой. Ее не спасут даже возможные саудовские кредиты», – сказал Князев.
Независимая газета. 25.01.2017