Китай выпустил облигаций на 5 триллионов долларов
Ольга Соловьева
Народный банк Китая (НБК) сообщил, что выпустил в прошлом году облигации на сумму 5,25 трлн долл., или более 36 трлн юаней. За год объем выпуска облигаций вырос на 54%. Эксперты объясняют столь масштабный выпуск ценных бумаг попыткой стабилизации китайского фондового рынка. Угрозу стабильности создает и значительный корпоративный долг Китая, который вырос за последние годы до 160% ВВП.
Согласно сообщению Народного банка, текущий выпуск госбумаг на 36 трлн юаней на 50% больше объема 2015 года. При этом темпы роста замедлились на 42,4 процентного пункта (п.п.) в сравнении с 2015 годом. В докладе НБК о деятельности финансового рынка в 2016 году также отмечается, что к концу декабря 2016 года объем остатков на китайском рынке ценных бумаг достиг 63,7 трлн юаней.
Резкий рост выпуска облигаций связывают с нестабильностью китайской экономики. «Такой резкий скачок в объемах выпуска гособлигаций связан в первую очередь с огромным дефицитом государственного бюджета Китая. По предварительным данным, дефицит составил 425 млрд долл. (4% ВВП) против ожидаемых 327 млрд долл.», – объясняет аналитик компании «Альпари» Максим Романчук. При этом целевое значение по дефициту было превышено на треть. «Дефицит вырос из-за того, что расходы поднялись на 6,4% по сравнению с 2015 годом, тогда как доходы выросли только на 4,5%», – продолжает он.
На фоне роста расходов китайская экономика продолжает замедляться. Так, по предварительной оценке, в прошлом году ВВП увеличился на 6,7%, до 10,85 трлн долл., став самым низким показателем для КНР с 1990 года. И китайские власти ждут продолжения этой тенденции. Как сообщает агентство Reuters, прогноз роста ВВП на этот год – 6,5%.
«Несмотря на то что Китай является второй экономикой мира, по своей структуре она все больше напоминает пузырь. Поднебесной удалось накопить огромнейший корпоративный и государственный долг. А на обслуживание этого долга уходит 12% от ВВП», – продолжает Максим Романчук. Несмотря на значительные успехи в экономическом росте, который продолжается уже более четверти века, в данный момент китайская экономика стоит в одном шаге от серьезного кризиса, подчеркивает он.
Ранее британская газета Financial Times со ссылкой на данные Банка международных расчетов (Bank for International Settlements, BIS) сообщала об опасном соотношении общего долга Китая к ВВП. По данным BIS, общий долг Китая, включая обязательства государства, компаний и домохозяйств, в марте 2016 года достиг 27,2 трлн долл., что составляет 225% ВВП. Для сравнения: этот показатель для еврозоны составляет 271%, Великобритании – 266%, Японии – 394%. Средний показатель для развитых экономик мира – 279%. Беспокойство у экспертов вызывает и скорость, с которой растет долг Китая, ведь еще в 2008 году он не превышал 147% ВВП. При этом разрыв между соотношением общего долга Китая к ВВП и его долгосрочным трендом достиг к концу марта 2016 года 30%, сообщают в BIS. В банке значение в 10% рассматривают как ранний индикатор финансового кризиса (см «НГ» от 08.11.16).
Об опасном росте кредитования предупреждали и экономисты Международного валютного фонда (МВФ). Темпы роста кредитов в Китае находятся на опасно высоком уровне, и эту тенденцию необходимо сдержать, чтобы предотвратить финансовый кризис, отмечал замдиректора Азиатско-Тихоокеанского подразделения МВФ Маркус Родлер. «Уровень финансового и корпоративного долга, а также сложности финансовой системы и быстрый рост теневого банковского сектора неустойчивы. И, хотя управляемы, это опасная тенденция», – признавал эксперт.
А уже в этом году Китай может захлестнуть «дефолтный шторм» в сегменте корпоративных облигаций, предупреждают в агентстве Bloomberg. «На долговом рынке материкового Китая «мусорными» считаются облигации с рейтингом «АА» и ниже. В 2017 году наступают сроки погашения таких ценных бумаг на общую сумму 211 млрд юаней (31 млрд долл.) против 155 млрд юаней в 2016-м», – сообщают СМИ. В следующие два года компаниям, зарегистрированным в материковом Китае, придется выплатить еще около 100 млрд долл.
При этом в стране все больше организаций, которые уже не справляются с условиями выплат. Так, только 16 января две китайские компании допустили технические дефолты, не исполнив в срок обязательства по облигациям. За целый 2015 год таких случаев было 29, а в 2014-м – только семь, сообщила China Citic Bank Corp. «Эмитенты сталкиваются с огромным напряжением по выплатам», – приводит Bloomberg слова аналитика Shenwan Hongyuan Group Мэна Сянъюаня.
При этом растущие расходы на обслуживание займов вынуждают компании выпускать облигации, отмечает агентство. Вероятность «взрывного» сценария развития событий на этом рынке будет расти, если объем выпуска облигаций будет оставаться меньше величины предстоящих выплат, сообщили в China International Capital Corp.
Текущее увеличение выпуска госбумаг эксперты связывают с попытками стабилизировать хрупкую финансовую систему КНР. «Это одна из мер контроля за пузырями в экономике. И в целом это правильная мера. Другой вопрос: а хватит ли ее для того, чтобы сдуть пузыри?» – рассуждает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
«Правительство Китая не может остановить процесс привлечения заимствований. Обслуживание накопленного госдолга, большие инфраструктурные затраты и дефицит бюджета требуют постоянного привлечения денежных средств. Если этот процесс остановить, то пирамида может развалиться как карточный домик. При тех размерах экономики Китая и ее вовлеченности в мировые экономико-политические связи последствия для других стран могут быть весьма ощутимыми», – замечает Максим Романчук.
В свою очередь, исследователи Оксфордского университета в качестве одной из нарастающих проблем в китайской экономике называли «слабоуправляемые» инфраструктурные инвестиции. «Более половины китайских инфраструктурных инвестиций не генерируют, а разрушают экономическую ценность, а затраты на них выше возможных выгод», – сообщают исследователи, слова которых приводит Financial Times. «Три четверти всех инфраструктурных проектов Китая столкнулись с превышением запланированного объема финансирования», – продолжают экономисты. Свои расчеты эксперты основывают на анализе 95 авто- и железнодорожных проектов в Китае в период 1984–2008 годов. «Дороги, заводы, дома, торговые центры, электростанции построены в избытке и на заемные средства. Но никто эту практику пока сворачивать не собирается. Так, Китай планирует потратить более 500 млрд долл. на расширение сети высокоскоростных железных дорог до 2020 года», – рассказывают аналитики.
«Слабо управляемые инвестиции в инфраструктуру – главное объяснение всплывающих экономических и финансовых проблем Китая», – делают вывод эксперты. «И если Китай не сократит инфраструктурные инвестиции и не улучшит их качество, то наступит национальный финансовый и экономический кризис», – считают авторы исследования, подчеркивая, что именно инвестиции в инфраструктуру были одним из основных драйверов экономического роста в КНР на протяжении последних 35 лет.
Однако проблемы финансового рынка Поднебесной сегодня не основная угроза для мировой экономики. «Куда большая опасность исходит от действий новой американской администрации Дональда Трампа. В случае реализации объявленных протекционистских мер КНР почти гарантированно попадет в рецессию», – считает Никита Масленников, подчеркивая, что Китай может потянуть за собой и остальной мир. «В итоге хуже от этого может стать обеим странам – то есть и экономика КНР, и экономика Штатов могут оказаться в рецессии», – не исключает экономист.
Полномасштабная торговая война между двумя странами принесет потери обеим сторонам, предупреждали и опрошенные агентством Bloomberg аналитики. Так, в случае введения США 45-процентного торгового тарифа китайский индекс MSCI China Index, отражающий динамику акций китайских компаний высокой и средней капитализации, может «просесть» на 30%. Индекс Shanghai Composite, в свою очередь, может потерять до 10% от текущих уровней, предупреждает стратег Morgan Stanley Джонатан Гарнер. В итоге первыми жертвами торговой войны станут китайские производители электроники, одежды и бытовой техники, поскольку основными потребителями их товаров являются американские клиенты, рассказывают в Credit Suisse.
В ответ китайские потребители могут начать бойкотировать американские бренды, как это уже было с Японией в 2012 году. «Возможный бойкот американских товаров в Китае мог бы ударить в первую очередь по таким брендам, как Nike, General Motors, Ford Motor и Tiffany», – считают аналитики Credit Suisse.
Независимая газета. 25.01.2017