Киев упустил свой шанс
Татьяна Ивженко
Вчера вице-президент Джозеф Байден визитом в Киев закрыл эпоху постсоветских отношений между Украиной и США. Вместо однозначной поддержки будут жесткие прагматичные решения. В первую очередь это касается разрешения конфликта в Донбассе. В последние дни ситуация на востоке резко обострилась. В Киеве убеждены, что это связано с попыткой принудить украинскую власть к уступкам России. И ждут, что скажет новая американская администрация.
Джозеф Байден прилетел в Киев рано утром. Около 8 часов началась его встреча с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Украинскую сторону представляли также министры экономического блока правительства. Журналистов попросили покинуть зал. Встреча длилась менее часа, что позволило предположить, что обстоятельного разговора не было.
«Судя по тому, что почти сразу появилась новость о требовании МВФ повысить пенсионный возраст в Украине, можно предположить, что Байден порекомендовал Гройсману не упрямиться и выполнять требования кредиторов, какими бы непопулярными они ни были», – сказал источник «НГ».
В ходе встречи с Порошенко, длившейся около часа, уходящий американский вице-президент тоже упомянул о важности для Украины сотрудничества с МВФ. По крайней мере этот тезис был озвучен на брифинге для прессы по итогам переговоров Петра Порошенко и Джозефа Байдена. Но акцент гость сделал на другой теме, связанной с украинскими экономическими проблемами, – коррупции. В декабре 2015 года, выступая в Верховной раде, Байден назвал украинскую коррупцию «раковой опухолью» и заявил, что она имеет невиданные масштабы. Тогда он призвал новую власть избавиться от этой болезни. Сейчас коротко отметил, что проблема не решена. И обратился не к власти, а к гражданам: «Я хочу призвать народ Украины… продолжайте борьбу с коррупцией, настаивайте на прозрачности, расследуйте и преследуйте в судебном порядке чиновников, которые разбазаривают государственные деньги ради собственного обогащения».
С этой темы он перешел к внешнеполитическим проблемам Украины, заявив, что «Россия… использует коррупцию (в Украине. – «НГ») как инструмент против Украины, чтобы Украина оставалась уязвимой и зависимой». Это стало одной из причин ситуации на востоке страны. «Ни для кого не секрет, что Россия не хочет, чтобы вы достигли успеха. Это касается не только Украины. Это касается будущего, к которому мы стремимся: целостной, свободной и мирной Европы. Это то, что есть в наших национальных интересах – как США, так и всей Европы. Ваше самоопределение, ваше освобождение от принуждения, ваш успех свободной демократии очень важны для реализации этой цели», – продолжил гость.
Байден отметил, что разрешение кризиса в Донбассе возможно только в рамках Минских соглашений: «Несмотря на то что я знаю, как вам сложно сохранить веру в минский процесс, когда Россия отказывается выполнять свои обязательства относительно безопасности, мы знаем, что этот процесс является единственной жизнеспособной основой для урегулирования конфликта в Донбассе, восстановления (полномочий. – «НГ») правительства Украины на востоке и возвращения Украине контроля над границей (с РФ. – «НГ»)». При этом вице-президент США поддержал украинскую позицию относительно порядка выполнения пунктов Минских соглашений: «Политическая часть соглашений не может быть выполнена до тех пор, пока российская агрессия не прекратится. Только когда Россия и ее ставленники на востоке (Украины. – «НГ») выполнят обязательства по прекращению боевых действий и позволят Донбассу снова жить в мире и безопасности, тогда от Украины можно ожидать выполнения ее политических обязательств».
Порошенко, выступавший на брифинге первым, начал с тезисов об успехах: «Сегодня мы строим новую, сильную, мощную, демократическую Украину. Это уже далеко не то государство, с которого мы начинали на этапе бегства обанкротившейся и преступной власти (команды Януковича. – «НГ») и в начале российской военной агрессии». Украинский президент назвал несколько системных реформ, которые новая власть начала в стране – по децентрализации власти, по изменению судебной, правоохранительной, налоговой, административной систем. Примечательно, что в тот момент, когда делались эти заявления, на согласительном совете руководства парламентских групп и фракций в Верховной раде звучала резкая критика перечисленных Петром Порошенко реформ. Многие депутаты сетовали на декоративность перемен, на их несистемность.
В парламенте же прозвучало заявление о том, что после протокольных встреч с Гройсманом и Порошенко Байден собирался дружески пообщаться с бывшим премьер-министром Украины Арсением Яценюком. Фракция его партии «Народный фронт» с прошлого года является единственным союзником «Блока Петра Порошенко» по парламентской коалиции. Вероятно, от Яценюка Байден ожидал услышать неформальную оценку ситуации в Украине.
Порошенко же обнародовал очередное политическое заявление, в котором больше всего внимания было уделено действиям России. Рефреном звучал тезис о «российской агрессии»: «За короткий промежуток времени – подчеркиваю, в условиях агрессии и войны, незаконной аннексии Крыма и оккупации востока нашего государства – мы… сделали больше, чем за все предыдущие годы существования (независимой. – «НГ») Украины»; «В этом году исполняется три года с тех пор, как Россия развязала настоящую войну против нашего государства»; «Украина осознает, что мы – не единственный враг Москвы, все, кто исповедует демократические ценности, являются врагами Кремля. Поэтому сегодня защита Украины является защитой ценностей свободного мира…»
Эксперты обращают внимание, что в последнее время все, кто выражает недовольство действиями украинской власти, кто требует перемен, рискуют быть признанными «пятой колонной». В то же время все просчеты самой власти списываются на тяготы жизни в военный период. Но никаких принципиально новых идей относительно урегулирования конфликта нет. Предложения Виктора Пинчука (временно отказаться от идеи членства в ЕС и НАТО, отложить вопрос Крыма, провести выборы местных органов власти в Донбассе) вызвали только волну критики в Украине.
Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в своем блоге отметил: «Обвинительный пафос сторонников бескомпромиссности напомнил мне печально известную формулу времен большого террора в СССР – «кто не с нами, тот против нас»… В чем опасность такого подхода сейчас? В том, что в разряд врагов и предателей записывают тех, кто таковыми не являются, в частности всех, кто осмеливается говорить о компромиссах в урегулировании конфликта в Донбассе». Он считает, что примитивная бескомпромиссность умножает число оппонентов Украины за рубежом и приводит к расколам и конфликтам внутри страны. Комментируя расхожее мнение о невозможности компромисса с агрессором, Фесенко написал: «Что ж, я тоже сомневаюсь в возможности системных и конструктивных компромиссов (с российской властью. – «НГ»), особенно по Крыму. Более того, односторонние уступки не являются компромиссом и будут выглядеть проявлением слабости, что только усилит агрессивные аппетиты путинской России. Продуктивный компромисс – результат переговоров и взаимных паритетных уступок. Нам надо учитывать, что сейчас российская власть заинтересована в компромиссе с Западом. И нам надо не становиться в гордую позу бескомпромиссности или, напротив, в лакейскую позу «чего изволите», а продолжать и усиливать гибкую переговорную игру, выбивая с помощью Запада реальные уступки со стороны России, хотя бы по прекращению обстрелов и активных военных действий в Донбассе».
В последние дни интенсивность боевых действий вдоль всей линии разграничения нарастала. По данным украинской стороны, число обстрелов, в том числе из тяжелых вооружений, запрещенных Минскими соглашениями, превысило 50 фактов в сутки. Напомним, 100 обстрелов – это показатель, который военными оценивается как фаза активных боевых действий. К этому стремится развитие ситуации. Украинский штаб антитеррористической операции утверждает, что наиболее сложная ситуация сложилась в последние дни в направлении Мариуполя. В новостях почти ежедневно сообщается о погибших и раненых бойцах.
Вчера в Минске контактная группа по урегулированию, собравшаяся впервые в этом году, пыталась договориться о прекращении огня. Сегодня переговоры продолжатся, но на их результативность уже мало кто надеется. Юрист, бывший представитель Украины в Венецианской комиссии Марина Ставнийчук отметила, что минский процесс – это только имитация. «Несмотря на иллюзии авторов «мирного плана» (подписавших Минские соглашения, – «НГ»), очевидно, что Минск оказался в тупике», – написала она в своем блоге. И предостерегла, что в мире после инаугурации Дональда Трампа складываются новые геополитические условия, которые не оставляют Украине времени и возможностей для простых решений. «Время для таких решений безнадежно потеряно: если раньше украинская тема была для мира топовой, а отношение к агрессивным действиям России однозначным, то теперь возникают нюансы, из-за которых мы можем стать разменной монетой больших геополитических игроков», – написала она в своем блоге.
Политолог Вадим Карасев в комментарии телеканалу «112 Украина» еще более четко обозначил перспективы: «Трамп будет смотреть на Украину сквозь призму американско-российских отношений. Если они не будут складываться гладко, Украину могут использовать как инструмент давления на Россию. Если будут складываться, то Украину, возможно, станут воспринимать как проблему, которую необходимо решить».
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что решать проблему необязательно будут с учетом интересов Украины. По его мнению, пресса придает слишком большое значение визиту Байдена в то время, как без пяти минут президент Трамп сделал более важные заявления. «Что будет с санкциями в отношении России, как президент США воспринимает НАТО – вот что важно. И мы еще не знаем, что думает Трамп по поводу предложенного Украиной варианта «дорожной карты» по выполнению Минских соглашений (вначале – выполнение всех пунктов, связанных с обеспечением безопасности в Донбассе, затем – принятие политических решений. – «НГ»)», – сказал политолог. По его мнению, администрация Трампа начнет с попытки наладить диалог с российским руководством, а это таит новые риски для Украины.
Независимая газета. 17.01.2017